Все, что нужно для счастья

Король говорит: что влияет на формирование речевого аппарата ребенка

Правильное сосание, глотание и жевание с самого рождения влияют на формирование речевого аппарата малыша. Мы попросили рассказать об этом подробнее врача-невролога КГ MD GROUP Лиану Темборовну Хасанову.

Unsplash

Речь является одной из основных функций человека, необходимых для полноценной жизнедеятельности. Чем богаче и правильнее речь, тем легче нам выражать свои мысли, тем шире возможности в получении информации и в оперировании ею, тем полноценнее складываются отношения с окружающим миром.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выявляются и такие, которые играют большую роль не столько в данном конкретном возрасте, сколько в последующем речевом развитии ребенка на всю жизнь вперед.

Одним из таких важных периодов являются первые три года жизни малыша. Именно в это время закладывается фундамент для дальнейшего развития речи.

Давайте для начала разберемся, что вообще представляет собой речь в физиологическом отношении. Это сложный двигательный акт, который образуется с помощью движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как и тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на первом году жизни. Способность пить жидкости и есть пищу различных консистенций не дана нам от рождения. Это результат сложных и постепенных анатомических, неврологических и социальных изменений, которые происходят с момента рождения до детского возраста. Для речи используются те же органы и мышцы, что и для еды. Младенец использует их поначалу в основном для сосательных движений во время кормления. Сосательные мышцы младенца, по сравнению с остальной мускулатурой, отличаются силой, с которой они двигают челюстью. Орофациальная (включающая лицо и рот) система представляет собой функциональную сенсомоторную единицу, которая требует тренировки. Давление языка на грудь матери во время сосания является, к примеру, стимулом для развития неба.

Так, например, при использовании бутылки с соской с большим отверстием, как и при привычке сосать пустышку, орофациальная система тренируется недостаточно. Сохранение такой нетренированной схемы глотания с выдвижением языка вперед препятствует эффективным жевательным движениям и способствует развитию гипотонии и орофациальной дисфункции с негативными последствиями для глотания и речи. Доказано, что двигательные ощущения имеют большое значение для артикуляции звуков.

Моторной основой для развития речевых движений являются врожденные сосательный, глотательный и дыхательный рефлексы. Моторно-кинестетическое мышечное чувство развивается и контролируется тактильными ощущениями в органах речи и слуха.

Чтобы ребенок научился глотать пищу любой консистенции безопасно и с удовольствием, ему помимо анатомического роста и неврологического развития необходимы взаимосвязанные социальные, эмоциональные и моторные навыки.

Ротовая полость младенца небольшого размера из-за маленькой нижней челюсти и наличия так называемых «сосательных подушек» (комочков Биша), которых уже нет у взрослых. Язык полностью заполняет ротовую полость, поэтому его движения затруднены.

У зрелого, здорового младенца кормление происходит исключительно через рот. Глотание основано на сложнейшей сенсомоторной системе, где взаимодействуют различные анатомические структуры, произвольные и непроизвольные компоненты, которые обеспечивают прекращение дыхания во время глотания. Уже в первые недели жизни оттачивается скоординированная способность сосания, глотания и дыхания.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Подберите правильные бутылочки для питья.

Если невозможно естественное вскармливание, детям-«искусственникам» рекомендовано выбирать бутылочки с маленькими отверстиями, так как качество и активность лепета напрямую связаны с тем, как ребенок вскармливался и совершал ли полноценные сосательные движения в нужном объеме. Ребенок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу.

2. Откажитесь от пустышки.

Часто вред пустышки бывает недооценен, и она больше нужна родителям, чем самому ребенку. Интенсивные движения языка во время сосания пустышки совершают активное давление на твердое небо, что приводит к дальнейшему его вдавлению и сужению носовых проходов, так как кости черепа малыша мягкие и подвижные. Язык не находится в физиологической «точке покоя». Мало того, что это дает почву для кислородного голодания, появляется смешанное дыхание, но также способствует формированию неправильного прикуса и нарушения звукопроизношения в дальнейшем. Язык привыкает быть в положении внизу, формируется приоткрытый рот. Речевое развитие ребенка притормаживается, если вместо лепета он занят сосанием пустышки.

3. Своевременно переходите на пищу с кусочками.

Конечно, достаточно часто родители малышей используют в детском рационе мягкую пищу. Это удобно — в магазинах изобилие различных пюре. Также такое питание избавляет маму от распространенного страха, что ребенок подавится. Кроме того, сокращается время кормления — ведь глотать быстрее, чем жевать. Еще один бонус — чистый ребенок, как и пространство вокруг него. Однако для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию уже в период введения прикорма — в возрасте 4-5 месяцев. Пища должна быть гомогенная, измельченная и даваться с ложечки, порционно. Усложнение пищевой консистенции приводит и к развитию речи.

4. Отслеживайте моторное, сенсорное, речевое развитие.

Чем раньше будет обнаружена задержка в развитии, тем выше шансы ее скорректировать. В особенности, это касается детей с различными врожденными патологиями, нервно-мышечными заболеваниями, генетическими нарушениями, недоношенных детей и т.д. Эта категория детей, которым необходимо дополнительное время для появления навыков сосания, жевания и глотания. Описаны случаи, когда умение самостоятельно принимать пищу в период новорожденности не вырабатывается без программы реабилитации, в том числе участия логопеда. Часто эти дети имеют такой синдром, как «дисфагия» — нарушение глотания, которое сказывается не только на речевом развитии, но и общем состоянии здоровья ребенка, а также значительно ухудшает прогноз и усложняет процесс восстановления. Эти дети вынужденно остаются в течение длительного времени на зондовом питании, что крайне неблагоприятно сказывается на становлении навыка приема пищи через рот и развитии лицевой и артикуляционной мускулатуры. У детей первого года жизни дисфагия может проявляться как в первые дни после рождения, так и на этапе перехода к твердой пище. Такое явление может отмечаться при приеме отдельных видов пищи, имеющих высокую вязкость пищевого комка. Своевременно начатые меры позволяют сократить до минимума риск вторичных осложнений.