Как укреплять осанку ребенка и избежать проблем со стопами: рассказывает врач-ортопед
Как позаботиться о красивой осанке? Нужна ли ортопедическая обувь? А можно ли носить ребенка в слинге? Эти и другие волнующие всех родителей вопросы мы задали врачу-ортопеду Клинического госпиталя "Мать и дитя" в Уфе Рустаму Рухылбаяновичу Галиеву.
Как укреплять осанку ребенка?
Уже с первых дней жизни малыша необходимо заниматься формированием правильной осанки. Важно не торопить физическое развитие. Многие родители стремятся пораньше посадить ребенка, а это может негативно сказаться на неокрепшем позвоночнике, который еще не готов держать вес тела. Так же и с хождением. Осевая вертикальная нагрузка в раннем возрасте может вызвать у ребенка ортопедические заболевания.
Для полноценного физического развития малыша до года достаточно не сковывать его движения пеленанием, а наоборот, одевать в свободные распашонки и ползунки. Нужно выделить ребенку пространство для свободного безопасного перемещения (манеж, ковер на полу), делать массаж и гимнастику, гулять на свежем воздухе и обеспечить правильное питание. Малыш сам и сядет, и поползет, и встанет на ноги, и пойдет именно в то время, когда это будет оптимально именно для него.
Не забывайте также в кроватке укладывать ребенка на разные бока и не используйте подушку ни в кроватке, ни в коляске. Кроме того, в течение первого года жизни ребенку необходимо выполнить как минимум три курса массажа по 10 сеансов каждый.
Кому нужен массаж?
Массаж бывает общий и лечебный профессиональный, который выполняется строго по показаниям врача. Общий массаж рекомендуется всем малышам до года. Он развивает опорно-двигательный аппарат, укрепляет иммунитет, регулирует тонус мышц, улучшает моторику. Как правило, массаж начинают проводить с трех месяцев (по медицинским показаниям можно раньше). Все виды массажа у малышей до года чередуются с гимнастикой, направленной на формирование навыков удержания головы, переворотов со спины на живот, сидения, ползания, вставания и ходьбы.
Нужно ли давать витамин D?
Для правильного формирования костной ткани, в том числе и в позвоночнике, организму необходим витамин D. Он образуется естественным путем в коже под воздействием солнца, поэтому так важно гулять каждый день. Кроме того, в нашем климате, где солнечных дней не так уж много, специалистами назначается витамин D в профилактических дозах, причем для каждого малыша доза подбирается из расчета его параметров.
Норма витамина для доношенных и здоровых детей составляет 1000 МЕ в день. Недоношенным малышам и детям из группы риска по рахиту дозировка подбирается индивидуально. Препараты витамина D для детей назначаются в виде капель, поскольку эта форма максимально удобна, а также лучше усваивается.
Как правильно носить ребенка — на руках, в слинге, в рюкзачке-"кенгуру"?
Кажется, нет ничего проще, чем ношение ребенка на руках. Но это не так! Если носить ребенка с рождения неправильно, то могут возникнуть проблемы с развитием костно-мышечной системы малыша, а значит, и с осанкой. Малыша нужно носить на руках в разных положениях. Не стоит носить его на одной и той же руке.
Преимуществом слинга является то, что ребенка в нем можно носить практически с рождения. Ведь малыш еще не умеет держать голову, а слинг охватывает и держит его почти как руки — ребенок в нем располагается в естественной позе. Рюкзачки-"кенгуру" в раннем периоде использовать нельзя, так как они не обеспечивают поддержку головы, а малыш в них располагается только в вертикальном положении, что может привести к травме еще неокрепшего позвоночника новорожденного.
В слинге же ребенок может лежать горизонтально с поддержкой по всей линии позвоночного столба. В 6-7 месяцев ребенка уже можно носить вертикально. И лучше, если при этом он будет опираться на ноги и бедра. В слинге такая возможность есть, и это обеспечивает распределение веса тела еще и на ноги. В вертикальном держателе типа рюкзачка-"кенгуру" ноги ребенка свисают вниз и вес тела ребенка приходится на промежность и неокрепший позвоночник.
Правда, что плоскостопие передается генетически и можно ли его предотвратить?
Считается, что родители с плоскостопием передадут изменения стопы по наследству. Само заболевание генетически передаваться не может, а вот особенности структуры связочного аппарата и соединительной ткани — вполне. А ведь из нее состоят связки и сухожилия мышц стопы, поддерживающие ее своды. Иными словами, плоскостопия изначально нет, просто связки чуть слабее, чем у других людей.
Но это не говорит о том, что плоскостопие непременно наступит. При регулярном выполнении профилактических упражнений для ног, ношении правильной, удобной обуви и контроле за состоянием стоп и их здоровья плоскостопия часто удается избежать.
А как вы относитесь к кругам на шею для купания ребенка?
Не рекомендую их использовать. Особенно детям до 3-4 месяцев. В этот период ребенок слабо держит головку, и мышцы шеи постоянно расслаблены. Скелет малыша гибок, как это задумано природой для безопасного прохождения плода по родовым путям, но организм новорожденного не запрограммирован на продолжительное переразгибание в шейном отделе позвоночника.
Как правило, детки плавают с кругом для купания на шее несколько минут. Это довольно долго для малыша, которому нет и трех месяцев. Принимая во внимание высокую подвижность и уязвимость шейного отдела позвоночника, велик риск получения травмы. Хаотичные движения новорожденного при купании могут спровоцировать ущемление или подвывих шейных позвонков. Возможны и более тяжелые последствия, например, хлыстовая травма.
Нужно ли всем детям носить ортопедическую обувь?
Ортопедическая обувь нужна детям только в случае выявления ортопедических проблем. Если их нет, то дети нуждаются в удобной, устойчивой обуви. В обычной детской обуви задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких. Важно, чтобы задники хорошо охватывали пятки, но не были высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе.
Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов, если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, то есть если необходимо исправить стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала первого пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности их проявления многообразны и отличаются у каждого пациента. Самая частая ортопедическая проблема детей — плоско-вальгусные стопы, когда наблюдается отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела.
Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта — развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз "плоскостопие" врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе заметны более динамичные проявления патологических состояний стоп: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и т.д.
Как родителям школьников сохранить здоровую осанку ребенка?
В 7-9 лет в организме ребенка совершенствуются строение и функции всех органов и систем. Мышцы детей очень эластичны. Это помогает им выполнять движения с большей амплитудой по сравнению со взрослыми. Обратной стороной медали является то, что излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению и, как следствие, к нарушению осанки.
У младших школьников сохраняются основные признаки осанки дошкольника. Для них по-прежнему характерны подчеркнутый поясничный изгиб выпуклостью вперед и несколько выпяченный живот. Рост и развитие детей 9–14 лет происходят неравномерно. Особенно бурно этот процесс идет в 10–12 лет. Как правило, именно этот возраст является критичным для возникновения нарушений осанки, особенно у девочек.
Детский позвоночник так подвержен искривлениям из-за неправильной осанки, поскольку он довольно мягкий благодаря высокому содержанию хрящевой ткани. Именно поэтому нарушения осанки нужно исправлять как раз в детском возрасте.
При сидении позвоночник нагружен гораздо сильнее, чем в положении стоя. А ведь школьники сидят помногу, да еще наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и максимально сдавливают межпозвоночные диски. Кроме того, в положении стоя в поддержании позвоночника в вертикальном положении участвует весь массив мускулатуры туловища. При сидении же поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется и тяжесть туловища падает на позвоночный столб. Для здоровой осанки очень важно научить ребенка правильно сидеть за столом и школьной партой. А также побудить его двигаться во время перемен, чтобы предотвратить пагубное влияние длительного сидения на позвоночник.
А как правильно сидеть?
Поза считается правильной, если сохраняется устойчивое равновесие, поддерживается нормальная деятельность органов и систем, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной, а также создаются оптимальные условия для зрения и слуха. При сидении за столом не нужно сильно наклонять голову и сгибать туловище, чтобы не напрягать чрезмерно его мышцы. Спину следует держать прямо, голову слегка наклонить вперед, плечевой пояс расположить в горизонтальной плоскости (плечи на одном уровне), туловище отодвинуть от парты на 3–5 см.
Рабочая поверхность должна находиться на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони от глаз. Когда кисти рук и локти лежат на столе или на подлокотниках стула, лопатки должны прилегать к его спинке. Под столом должно быть достаточно места, чтобы было удобно расположить ноги. Колени должны быть согнуты под прямым углом, поэтому высота стула должна точно соответствовать длине голени ребенка. Ноги должны свободно стоять на полу. Если стул высоковат и ноги ребенка не достают до пола, можно подставить под них скамеечку. В таком положении можно сидеть довольно продолжительное время и при этом не утомиться. Однако сидеть неподвижно более 20 минут нельзя. Да и не всякий школьник это сможет выдержать. Поэтому нужно как можно чаще вставать, изменять положение ног под столом.
Для учебников и других школьных принадлежностей ребенку следует приобрести рюкзак или ранец с широкими лямками, это особенно важно в первых классах.
Необходимый минимум активности
Для поддержания осанки и гармоничного развития детям нужно пребывать в движении 4-6 часов в день. Необходимый минимум: утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка на свежем воздухе, активный отдых, подвижные игры. При этом обязательны элементы ходьбы, бега, гимнастических упражнений, плавания.