Все, что нужно для счастья

О чем на самом деле думают врачи во время приема пациентов: откровенная колонка медика

Хороший врач не просто снимает симптомы с помощью таблеток, но и, как настоящий коуч или психолог, умеет повлиять на проблему комплексно: вдохновить пациента на смену образа жизни, помочь трансформировать мышление, взяв курс на здоровье и долголетие. Как это происходит, на примере случая из своей практики рассказывает заведующая отделением кардиологии КГ "ИДК-Мать и дитя" в Самаре Ольга Евгеньевна Абашина.

Family Times Family Times
Фото: Vostock-Photo / журнал "Мать и дитя"

Недавно на прием ко мне пришла женщина. Обычная. Не молодая и не старая. Без возраста, как сейчас говорят. С тревогой в глазах. С лишним весом.
— Что вас беспокоит? — спрашиваю.
— Давление высокое. Вчера 200 на 100 было. "Скорая" приезжала, укол сделали, ненадолго помогло. Вот, вечера боюсь, — продолжает пациентка. — Утром и днем у меня всегда 140-150, я привыкла, ничего не принимаю, а вечером страшно — за 200 поднимается, ничего не помогает.
"Стандартная ситуация", — рассуждаю про себя я, продолжая ее осматривать. Имею дело с трудно контролируемой артериальной гипертензией, должна исключить вторичные формы. В голове строится план обследования и терапии.
— Давно болеете? — продолжаю спрашивать я.
— Около трех лет, раньше терпимо было: давление выше 150 не повышалось, таблеточки подруги советовали, легче становилось, я прием прекращала. Я же, доктор, соленое сильно люблю, ну и булочки всякие, — застенчиво продолжает женщина. — Слышала, что нельзя, но привыкла. 

Я смотрю в амбулаторную карту и понимаю, что женщина передо мной сидит совсем молодая, 32 года, а при взгляде на нее я не смогла определить возраст… Понимаю, что у моей пациентки сейчас два пути в жизни, и мне просто необходимо донести до нее это. Убедить, посоветовать, наставить — что угодно. Но она должна знать об этих двух своих дорогах. Первой, где она с удовольствием прогуливается по жизни, молодая, стройная, в хорошей физической форме, с нормальным артериальным давлением и пульсом, получающая удовольствие от этой прогулки. И второй, далеко не такой радужный, где она идет осторожно, с неминуемой угрозой инсульта и инфаркта, сахарного диабета, продолжая есть булочки, с горстью таблеток, с частыми кризами и тоской в глазах.

— Ну пропишите мне уже что-нибудь, — просит женщина, увидев мою задумчивость, — таблеточку, чтобы легче мне стало.
Я несколько секунд смотрю на нее, и в помощь приходят нужные слова, весомая аргументация обязательных 5 км пешком в день, неоспоримые преимущества низкожировой и малосоленой средиземноморской диеты. Назначаю анализы, исследования и, конечно же, препараты. Беру строгое обещание принимать их регулярно, вести дневник артериального давления, "быть на позитиве" и увидеться через месяц.

Прошел месяц. Рабочая жизнь идет своим чередом. Кардиологический прием в поликлинике — линия "первой обороны". Всегда надо быть начеку: кого отпустить домой с рекомендациями, кого срочно госпитализировать, не пропустить инфаркт. Установить диагноз, дообследовать, назначить лечение, одним словом, жизнь «кипит». И вот, заходит, она, моя красавица, каких, впрочем, сотни, только они об этом, как правило, не догадываются, ищут помощи в горсточке таблеток и вовсе не хотят меняться. Мою пациентку я узнала не сразу: легкий румянец, светящиеся глаза, постройневшая, с новой прической — она не просто молча сидела на приеме, как в прошлый раз, сегодня говорила уже она. Как ей стала нравиться ее новая жизнь, как вкусна треска на пару и суп из брокколи, как здорово прогуливаться от парка Гагарина до работы (как раз 5 км!) каждый день, как захотелось сделать прическу, как перестало "мучить" давление и как она ни разу не вызывала "скорую", но таблетки все-все пила регулярно. И вот — в заключение своей пламенной речи показывает мне дневник самоконтроля артериального давления.

— Доктор, ни разу! Видите, ни разу не было даже 150!

В такие моменты мне хочется подпрыгнуть на стуле от радости. Сдерживает медицинский халат, фонендоскоп, да и объяснять пациентам про феномен прыгающего доктора пришлось бы долго. Так что я выражаю свои чувства сдержанно и хвалю свою пациентку за успехи.

Мы все обсудили, проанализировали обследования — было над чем поработать: показатели холестеринового обмена еще нуждались в корректировке, но, к счастью, периферического атеросклероза у нашей красавицы не было, и поэтому было решено продолжать соблюдать здоровый образ жизни и придерживаться нового рациона питания. Следующую встречу запланировали через два месяца. 

Настал декабрь. Белый пушистый снег окутал город. Запахло елью, морозом, апельсинами и чем-то счастливым. Началась предновогодняя суета. Пациентов в декабре традиционно много, я всегда говорю: лучше встретиться сейчас, здесь, планово, в поликлинике, чем там, в стационаре, экстренно.

Нашу девушку я не узнала. Потому что от той давней запуганной "тети" не осталось и следа. Если и есть сказка о современной Золушке, то эта современная сказка про мою пациентку. Златокудрую, стройную, румяную, улыбающуюся девушку, с нормальным (!) артериальным давлением, целевыми значениями холестеринового обмена, записавшуюся еще и на танцы!

Анализы, исследования, дневник самоконтроля — все было у нее в полном порядке. А уходя, знаете, что она мне еще сказала по секрету? Красавица наша еще и счастливо влюбилась! 

Каждый такой случай заставляет чувствовать себя волшебницей, сердечных дел мастерицей. И не важно, какой ты специальности, главное не забывать об этом ни на секунду. Ну, и кто мне сможет возразить? Видеть успехи своих пациентов — одно из самых радостных и благодатных чувств. Будьте здоровы, берегите себя и слушайте своих докторов.