Все, что нужно для счастья

Рабочее место школьника: как сохранить правильную осанку

Ребенок садится делать уроки, поджимает под себя ногу, сутулится, а может и вообще располагается с учебниками на диване. Травматолог-ортопед Ильдар Рафисович Ижбердин, Клинический госпиталь «Мать и дитя» Уфа, рассказывает, почему так важно следить за осанкой и как это делать правильно.

Зачастую корень многих проблем со спиной и осанкой кроется не в травме или врожденной патологии, а в банальной,
но очень распространенной «эргономической катастрофе» на рабочем месте. Длительное положение сидя — это скрытый фактор риска развития сколиозов, кифозов, остеохондроза, миофасциальных синдромов. Научные исследования (включая работы, опубликованные в «Spine», «Ergonomics», данные ВОЗ) однозначно подтверждают: правильно организованное рабочее место школьника — это не просто удобство, это профилактическая
ортопедия в действии. Давайте разберем ключевые принципы.

Основа основ: «растущая» мебель

Стол или парта? Идеальный вариант — парта с регулируемой высотой столешницы и углом наклона (оптимально до 15-30° для чтения и письма). Высота стола должна позволять ребенку сидеть, положив предплечья на столешницу, не поднимая и не опуская плечи. Локти должны свободно лежать на столе под углом примерно 90°. Исследования показывают, что наклонная столешница снижает зрительное утомление и нагрузку на шейный отдел позвоночника.

Стул или кресло? Ищите ортопедическое кресло с регулируемой высотой и глубиной сиденья, а также высотой спинки.
Как настроить правильную позу на стуле?
• Стопы стоят на полу (или на подставке) под углом ~90°. Бедра параллельны полу.
• Глубина сиденья не должна давить на подколенные ямки. Между краем сиденья и подколенной областью должно быть 5-7 см (может свободно проходит ладонь).
• Спинка должна фиксировать поясничный лордоз и поддерживать естественный изгиб позвоночника в пояснице. Высота спинки — минимум до нижнего края лопаток. Поясничная поддержка снижает мышечное напряжение в спине на 40-50% по сравнению с плоской спинкой.

Статичная мебель —прямой путь к формированию неправильной позы, поэтому мы выбираем мебель, меняющуюся
по мере роста. Инвестиции в качественную регулируемую мебель и укрепление мышечного корсета, чтобы позвоночник мог справляться с длительной статической нагрузкой, — это вклад в здоровье ребенка на долгие годы.

Поза за столом: анатомия правильного положения

Как же правильно должен сидеть ребенок?
Спина: плотно прижата к спинке стула по всей длине, особенно в поясничном отделе. Сохраняем естественные изгибы позвоночника (S-образную форму).
Плечи: расслаблены и опущены вниз, не напряжены и не подняты к ушам.
Голова: держится прямо, макушка тянется к потолку. Взгляд направлен вперед или чуть вниз (при чтении/письме на наклонной столешнице). Запрещено длительно наклонять голову вниз или вытягивать шею вперед («поза страуса») — это колоссальная нагрузка на шейный отдел.
Предплечья: лежат на столешнице, локти согнуты под углом ~90°, не свисают.
Ноги: согнуты в коленях под прямым или чуть тупым углом (>90°), стопы всей поверхностью стоят на полу/подставке. Не допускайте скрещивания ног или подворачивания стоп!

Расположение учебных материалов и техники

Книги, тетради должны находиться на расстоянии 35-45 см от глаз (длина вытянутой руки от локтя до кончиков пальцев). При использовании наклонной столешницы материалы располагаются в верхней ее части. На обычном
столе используйте подставку для книг.
Монитор. Центр экрана — на уровне глаз или чуть ниже (15-30° от горизонтали взгляда). Расстояние — не менее 50 см (вытянутая рука). Экран НЕ должен располагаться сбоку, вынуждая ребенка постоянно поворачивать голову. Исследования связывают неправильное положение экрана с развитием цервикалгии и головных болей.

Освещение: бережем зрение и позу

Основной свет: достаточно яркий, рассеянный, без теней на рабочей поверхности.
Настольная лампа: Обязательна для правшей — слева, для левшей — справа. Выбирайте модель с мощностью 40-60 Вт (теплый белый свет), которая не слепит глаза. Правильное освещение предотвращает наклон головы слишком близко к тетради.

На что еще обратить внимание?

Рюкзак должен быть с ортопедической спинкой, широкими S-образными лямками и светоотражателями. Оптимальный вес — не более 10-15% от веса ребенка. Учите носить на двух плечах, положив учебники ближе к спине.
Подставка для ног нужна, если стул высокий, а стопы не достают до пола. Высота подставки позволяет сгибать колени под углом 90°. Ортопедические коврики для стула могут быть полезным дополнением для поддержки правильного положения таза у некоторых детей, но не заменяют хорошо отрегулированный стул со спинкой.

Динамика против статики — восполняем природную потребность в движении

Перерывы. Каждые 30-45 минут сидения делайте обязательный перерыв на 5-10 минут. Можно встать, пройтись, сделать простые упражнения (потягивания, наклоны, вращения плечами, шеей — осторожно!).
Контроль веса. Избыточный вес — это дополнительная нагрузка на позвоночник и суставы.
Смена позы. Поощряйте детей не сидеть весь урок в одной позе. Допустимы и даже полезны небольшие изменения положения (опираясь на спинку, затем слегка наклонившись вперед), но в рамках правильной эргономики.

В заключение скажу, что наша задача, как ортопедов, — не лечить сколиозы, кифозы и другие патологии, а их предотвращать. Регулярные осмотры у врача (особенно в периоды активного роста — 5-6, 10-12 лет) и бдительность родителей — залог раннего выявления проблем и успеха профилактики.