«Опять двойка!»: как оценки портят отношения между родителями и детьми
Как хочется, чтобы школьник был успешным, не отстал от сверстников! Но в погоне за пятерками в дневнике есть риск потерять доверие и душевный контакт. Арина Аширбакиева, психолог благотворительного фонда “Дела семейные”, рассказала, как правильно воспринимать школьные оценки и почему важно помнить о потребности ребенка в нашей поддержке.
Школьная оценка - это важное испытание, с которым сталкивается человек в период формирования личности. Она редко бывает просто цифрой, в нашем сознании она быстро превращается в ярлык, диагноз, пророчество и, в конечном счете, — в часть нашей идентичности.
Вопрос мамы
Света, ученица 7 класса, всегда училась на пятерки и редкие четверки. Классный руководитель написал, что в этой четверти выходит тройка по физике, а до конца четверти осталось 2 недели. Я, честно говоря, шокирована такой новостью, решила поговорить с дочкой. Во время разговора Света очень сильно переживала и плакала, на вопрос о причинах неуспеваемости ответила, что материал оказался очень сложным для нее, все контрольные она писала плохо, а подойти к учителю постеснялась. Какие могут быть причины неуспеваемости Светы? Как справиться с этой ситуацией?
Ответ психолога
Для начала стоит понимать, что резкое снижение успеваемости у ранее успешного ребенка — это не причина, а симптом. Это «послание», которое нам нужно расшифровать, чтобы помощь была действенной, а не деструктивной.
Что может стоять за «тройкой» по физике?
Подростковый кризис (12-15 лет). Средняя школа — это время глобальной перестройки. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Девочке сейчас может быть гораздо важнее, как она выглядит в глазах одноклассников и нравится ли она мальчику, чем законы Ньютона. Ее мозг буквально «перепрошивается», и учеба временно уходит на второй план — это биологически обусловлено.
Смена типа мышления. Физика — это первый предмет, требующий не заучивания, а абстрактно-логического мышления. Нужно не просто запомнить формулу, а понять принцип, уметь его применить, выстроить сложные причинно-следственные связи. Не все дети одинаково быстро могут перестроиться, и, возможно, ей нужна помощь в освоении нового способа думать.
Страх не оправдать ожиданий. Ученики-отличники часто склонны к перфекционизму, столкнувшись с первой серьезной трудностью, они могут испытывать колоссальный стресс. В голове звучит голос: «Я должен(а) быть идеальным(ой). Если я получаю плохую оценку, я никчемный сын(дочь)». Вместо того чтобы попросить помощи, ребенок может начать избегать предмета, стыдясь перед родителями и/или учителем (ведь на него возлагают такие надежды), делая вид, что «все нормально». А пропустив одну тему, он не понимает следующую, и снежный ком проблем нарастает.
Конфликт с учителем или в классе. Возможно, у школьницы не сложились отношения с преподавателем, или над ней посмеиваются одноклассники, когда она постоянно тянет руку для ответа. Для подростка социальное неблагополучие — это катастрофа, которая полностью блокирует познавательные способности.
Оценка как симптом личных переживаний. Первая влюбленность, ссора с лучшей подругой, буллинг, сложности или конфликты в семье. Эмоциональная система подростка перегружена, и на учебу просто не остается ресурсов. Или же таким образом подросток сигнализирует о своем дискомфорте и неосознанно бунтует, чтобы кто-то обратил внимание на его состояние.
Как действовать родителям:
Помните, ваша задача — не «заставить» учиться, а вернуть ресурс и интерес.
Шаг 1: Сместите фокус с оценок на личность ребенка. Вместо «Почему опять три?» спросите: «Как ты сама относишься к физике? Что в ней самое интересное и самое сложное?», «Тебе нравится, как преподает учитель?», «Я вижу, что тебе тяжело. Давай подумаем, как я могу тебе помочь?»
Шаг 2: Обеспечьте психологическую безопасность. Дайте понять, что ваша любовь не зависит от оценок. Ключевая фраза: «Ты важнее любой пятерки, мы справимся с этой трудностью вместе». Это снимет колоссальный груз вины, стыда и тревоги. Расспросите, как обстоят дела в отношениях с учителем и одноклассниками, напомните, что вы рядом, и к вам всегда можно обратиться по любому вопросу. Если ребенку интересно, поделитесь своим опытом — как вы себя ощущали, обучаясь в школе, каково вам было учить физику и строить отношения с одноклассниками, всегда ли вам это удавалось легко, или вы тоже сталкивались со сложностями.
Шаг 3: Предложите практическую помощь, а не контроль. Не нанимайте репетитора сразу. Сначала предложите помочь вместе разобрать сложную тему. Посмотрите увлекательные научно-популярные ролики, сходите в научный музей. Покажите, что физика — это про мир вокруг нас, а не про сухие формулы.
Если сами не справляетесь, то выбирайте репетитора не для «натаскивания», а для понятного и интересного объяснения.
Шаг 4: Помогите организовать время. Подростки часто плохо управляют своей нагрузкой. Помогите ей составить реалистичное расписание, где будет время и на уроки, и на хобби, и на отдых, и на общение. Важно избегать переутомления.
Шаг 5: Наблюдайте за общим состоянием. Если вы видите, что у девочки в течение двух недель и более постоянная апатия, плохое настроение, нарушения сна или аппетита, она ничем не интересуется и никуда не хочет выходить — это может быть признаком эмоционального выгорания или депрессии. В этом случае обращение к школьному психологу или детскому психотерапевту обязательно.
Тройка по физике — это не трагедия, а повод пересмотреть ваши общие приоритеты. Что для вас важнее: чтобы ребенок вызубрил закон Ома или чтобы он вырос уверенным в себе, психически здоровым человеком, который не боится трудностей и умеет просить о помощи? Проявите мудрость и терпение, ведь ваша поддержка сейчас — лучшая инвестиция в будущее вашего ребенка.