Домашние задания без слез: как развить у ребенка самостоятельность
Почему подготовка домашних заданий становится стрессом для всей семьи? Так хочется, чтобы школьник делал уроки сам, без напоминаний, да и еще и без ошибок! Наталья Катаева, психолог БФ “Дела семейные”, уверена, что такое вполне возможно!
Вопрос мамы:
Игорь учится в 3 классе, и каждый вечер ждет, когда мы вернемся с работы, чтобы помочь ему с уроками. Мы вынуждены постоянно контролировать процесс выполнения заданий, мотивируя ребенка различными способами — от уговоров до наказаний. Но ничего не помогает, Игорь все так же пассивен, теряется даже при выполнении простых задач. И весь вечер вся семья делает уроки! Конечно, частые конфликты по этому поводу. Нам самим приходится собирать портфель, ведь если Игорь собирает его самостоятельно, то что-нибудь забывает положить, значит, будут проблемы в школе. Обращались за консультацией к учителю и школьному психологу, но это мало помогло. В чем причина такого пассивного поведения у ребенка? Как можно исправить ситуацию? Как помочь ребенку стать более самостоятельным?
Ответ психолога:
Начался учебный год - появилась и тревога у родителей школьников. История Игоря и его семьи знакома многим. Вечера, посвященные бесконечным урокам, уговоры, ссоры и чувство бессилия у всех — это сигнал, что система взаимодействия с ребенком нуждается в перезагрузке. Постоянный контроль, внешняя мотивация (как кнут, так и пряник) и пассивность ребенка — это симптомы более глубоких причин.
Рассмотрим причины пассивного поведения Игоря. Самая очевидная причина -это сформированная привычка и выученная беспомощность. Как и все родители, его папа и мама хотели, чтобы их ребенок был успешен в школе, и они решили немного помочь с уроками, тем самым все глубже погружаясь в школьные проблемы сына. Так у Игоря могла сформироваться устойчивая связь: «уроки — это зона ответственности мамы и папы». Он просто ждет, когда придут «главные исполнители». Его собственная инициатива наказывается: если он сделает что-то не так, его будут ругать в школе или дома. Проще не делать ничего и переложить ответственность на родителей. Это явление в психологии называется выученной беспомощностью.
Вторая причина - несформированные навыки самоорганизации и планирования. Третий класс — это время, когда ребенок уже может постепенно учиться управлять своим временем и задачами. Видимо, в семье Игоря развитие этих навыков было недостаточным. Положить школьные принадлежности на свои места, вести дневник, собирать самостоятельно портфель, повесить форму в шкаф: если этому не учить целенаправленно, ребенок и не узнает, как правильно. С чего начать? Как разбить большую задачу на маленькие? Сколько времени это займет? Непонимание процесса приводит к откладыванию самостоятельного выполнения домашних заданий.
Возможно, Игорь — чувствительный ребенок, который очень боится сделать что-то неправильно и получить негативную оценку. Эта тревога парализует его. Он не начинает делать, потому что не уверен в идеальном результате. Родительское присутствие выступает как «гарантия» качества, снижая его тревогу. Это причина страха ошибки и перфекционизм.
Нельзя исключать, что Игорю может быть объективно сложно, у него возможны трудности в обучении. Невыявленные проблемы: дислексия, дисграфия, низкая скорость обработки информации, проблемы с концентрацией внимания (СДВГ). Ребенок не может справиться сам и молча ждет помощи, не умея объяснить, что именно у него не получается.
Недостаток внимания (парадоксальный способ его получить). Родители Игоря весь день на работе. Вечером их внимание полностью поглощено уроками. Пусть это негативное внимание (ругань, упреки), но для ребенка это лучше, чем его полное отсутствие. Таким образом, совместное выполнение домашних заданий становится формой интенсивного общения с родителями. Или частые конфликты по поводу учебы между родителями могут создавать дополнительное давление на Игоря, что только усугубляет его пассивность и нежелание брать на себя ответственность.
Как исправить ситуацию?
Ключевая цель — не заставить Игоря сделать уроки сегодня, а научить его делать их самостоятельно завтра. Это инвестиция в его будущее. Нужно постепенно менять свою родительскую роль с «контролера» на «наставника».
- Нужно проверить наличие трудностей в обучении. Если, несмотря на все усилия, самостоятельная работа дается Игорю невыносимо тяжело, есть смысл обратиться к нейропсихологу или клиническому психологу. Специалист поможет исключить или подтвердить наличие скрытых трудностей в обучении и даст конкретные рекомендации.
- Устройте семейный совет. Не обвиняя, объясните Игорю, что вы все устали от постоянной борьбы и хотите изменить ситуацию вместе с ним. Скажите: «Мы понимаем, что тебе тоже тяжело. Давай попробуем по-новому. Мы поможем тебе научиться делать все самому, и вечером у нас будет время на игры и отдых». Важно донести, что вы — одна команда.
- Внедрите в пространство дома систему внешних опор. Ребенку, не умеющему организовывать себя, нужны «костыли» — внешние инструменты, которые со временем станут внутренними навыками. Например, планер для школьника, куда Игорь будет записывать все задания, и не только школьные. Или чек-лист на сбор портфеля. Составьте вместе подробный список всего, что должно быть в портфеле каждый день. Игорю останется только собрать портфель по списку самостоятельно. Это снимет конфликт и научит его самостоятельности.
- Попробуйте договориться, что Игорь садится делать уроки сам в заранее оговоренное время (например, после часа отдыха после школы). Он старается сделать все, что может. Вы, придя с работы, не садитесь рядом, а только проверяете готовое. Помогаете только с теми пунктами, которые у него действительно не получились. Фокус смещается с процесса на результат.
Помните:
Вы не плохие родители, вы — родители, которые попали в ловушку гиперопеки из-за желания помочь.
Игорь не ленив и не манипулирует осознанно. Его поведение — логичный ответ на сложившуюся систему.
Главная цель — передать ответственность ребенку постепенно, создавая для него «страховку» в виде понятных правил и инструментов.
Наберитесь терпения. Система, которая формировалась годами, не изменится за неделю. Будьте последовательны, и первые результаты не заставят себя ждать. Ваша задача — верить в его силы и создать условия для его взросления.
Перестав быть надзирателем, вы снова станете любящим родителем, с которым вечером можно просто пообщаться и поиграть. И это то, чего на самом деле хочет каждая семья.