Все, что нужно для счастья

Трудности перехода: Вика Дмитриева отвечает на самые популярные вопросы о подростках

Психолог, телеведущая, блогер, основатель «Школы Адекватных Родителей» и автор книг-бестселлеров, в том числе "Это же подросток!" Вика Дмитриева рассказала о том, почему подростковый возраст "помолодел", как не терять связь со своим подростком и в какой момент стоит обратиться к специалисту.

Личный архив

Как вы считаете, почему изменилось поведение подростков за последние годы, и даже подростковый возраст "уехал" на пару лет раньше. С чем это связано?

Действительно, если сравнивать с нашим детством, у современных подростков препубертатный период сдвинулся на более ранний возраст. У девочек он стартует в 8–9 лет, у мальчиков – в 10–11 лет. Дети сейчас действительно «ранние». Все те нормы, которые когда-то относились к 15-летним, теперь становятся младше. Даже Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростковый возраст с 10 (!) до 19 лет. 

Более ранний старт пубертата зависит не только от психики, но и от эволюции, от самой природы. И безусловно - от того, что происходит в обществе. 

Например, раньше выбор профессии был прост: инженер, врач, учитель... Сейчас же профессий море, и новые появляются постоянно. Это давит на подростков, заставляя их выбирать из огромного количества вариантов, с которыми они еще не знакомы. Родители, стремясь помочь, лишь усугубляют ситуацию, задавая бесконечные вопросы: "Куда будешь поступать?", "Кем ты хочешь быть?". В итоге подросток чувствует себя загнанным в угол, и вместо выбора профессии отвечает: "Да ничего я не хочу! Отстаньте!".

Мир стал более открытым, но и контроль над подростками усилился. Их постоянно отслеживают, контролируя каждый шаг: где находятся, как учатся, куда тратят деньги. Такая опека, с одной стороны, создает ощущение безопасности, но с другой - не дает подросткам развить самостоятельность и самоконтроль.

Раньше подростки могли сами разобраться с плохими оценками, а теперь родители в курсе всего. Скандал из-за каждой тройки и постоянный контроль делают их жизнь невыносимой. Современные подростки живут в мире больших возможностей и контроля, и это создает парадокс: они должны быть ответственными как взрослые, но в то же время контролируются как дети.

Раньше, лет 30 назад, о победах юных спортсменов на Олимпиаде или в Книге рекордов Гиннесса узнавали из газет, где рекламы было больше, чем новостей. Подросток спокойно жил среди своих, без звездных достижений. Сейчас же, благодаря интернету, подростки видят успехи всех и по всему миру: кто-то в 10 лет создал бизнес, кто-то в 14 лет - топ-модель. И это не может не давить: "А чего добился ты?". Этот легкий доступ к информации - благо цивилизации, но в то же время мы ее заложники. Постоянный поток новостей нервирует, создает стресс и ощущение, что ты "недостаточно хорош". Всегда есть кто-то круче. Это испытывают не только подростки, но и взрослые, просто им проще справиться с эмоциями. Но подросткам, за неимением опыта, это дается сложнее.

Раньше подростки видели реальных людей: родных, соседей, своих сверстников. Конечно, были "звезды" класса, но даже у них была реальная внешность. Сейчас же подростки ежедневно видят идеализированные образы в соцсетях, где все отретушированы и с фильтрами. В пубертате тело меняется неравномерно, что и так вызывает смущение у подростков. А сейчас, на фоне культа внешности, им еще сложнее примириться с переменами в собственном теле.

Как улучшить коммуникацию между родителями и подростками и научиться правильно и экологично конфликтовать?

В первую очередь нужно убрать из отношений то, что эту коммуникацию ухудшает:

  • ругань, крики, эмоциональное и физическое насилие
  • постоянные сравнения подростка с другими 
  • излишнюю критику
  • игнорирование желаний подростка
  • ⁠нарушение личных границ подростка

Чтобы улучшить отношения с подростком, добавьте приятные традиции: качественное время вдвоем, совместный досуг, который нравится подростку, и практики доверия.

Например, есть упражнение "Песочные часы". Оно укрепляет доверие, учит детей открываться родителям. Купите песочные часы на 5 минут и сядьте с ребёнком за стол. Правила: вы переворачиваете часы, и пока песок сыплется, ребёнок может говорить о чем угодно. За это вы его не отругаете, не накажете, не осудите. Пока сыплется песочек, молчите, что бы ни услышали! Ничего не высказываете, не перебиваете, полная тишина, разрешается только слушать и кивать! Когда верхняя колба часов опустеет, вы говорите одну-единственную фразу: «Спасибо, что поделился со мной», – и всё.

На первых порах подросток может не знать, что сказать, но просто молча смотрите друг другу в глаза. Это укрепляет отношения. В моей практике дети начинали плакать, признаваться в своих чувствах и проблемах.

 В моей практике не раз бывало, что подростки начинали плакать и говорить: «Мне кажется, что вы меня не любите». Ещё было: «Как я ненавижу старшего брата, он меня мучает», а до этого дня маме казалось, что у детей идеальные отношения. Один ребёнок признался, что курит. Дети открываются, когда эту практику вы делаете регулярно и они знают, что их не накажут. Не обязательно подросток будет говорить о чём-то плохом. Может, ваш ребёнок все пять минут будет говорить, как любит вас – в остальное время он стесняется это сказать. Если вы узнали от ребёнка о чём-то опасном, то уже после практики спокойно обдумываете услышанное, сами или с другим родителем: «Знаешь, я тут такое узнала, давай решим, что мы можем с этим аккуратно сделать». Именно в самом упражнении, когда вы с ребёнком, – никаких нотаций. Выдержите как-нибудь без нравоучений. От этого будет хорошо и вам, и вашим детям.

Как правильно поддерживать ребенка, когда он переживает первые трудности со сверстниками (например, конец дружбы), первую влюбленность и отношения.

Увы, так бывает. Здесь родителям важно самим не нагнетать ситуацию, не обвинять всех вокруг, не спешить с личными примерами. Достаточно признать: «Да, так бывает. Тебе, наверное, очень больно, я понимаю». 

А вот дальше, прошу, не совершайте типичных ошибок родителей, которые хотят поддержать, но делают это через обесценивание. Такие фразы не помогают и даже могут сделать хуже:

  • «Он тебя недостоин, я сразу это говорила» – получается, что ваш ребёнок сделал плохой выбор, виноват в своей неудаче?
  • «Через год ты посмеёшься над этим» – совсем не помогает, у подростка болит вот прямо сейчас, мир рухнул, какой год?
  • «Ещё сто девчонок найдёшь вместо неё» – не нужно сто, нужна одна, которая вот прямо сейчас не любит его.
  • И уж совсем неудачно будет предлагать немедленно переключиться с личной проблемы на другую деятельность: «У тебя скоро экзамены, учи физику, а это всё глупости», «Пошёл бы бабушке продуктов принёс, и вот тебе ещё список дел по дому».

Не правда ли, напоминает классическое: «Корову бы тебе, а лучше – две, и никаких депрессий»? Дайте подростку отстрадать, как бы вам ни хотелось, чтобы он немедленно прекратил. Пусть он проживёт все эмоции, насытится, исчерпает до дна все переживания. По другому никак. Здесь тоже в нейтральном тоне, также в формате воспоминаний, можно упомянуть и свой опыт, как вы справлялись с отчаянием от безответной любви. Может быть, вышли в лес, чтобы прокричаться и поплакать, как дома нельзя сделать, может, слушали грустные песни и записывали свои мысли в дневник, может, даже начали курить. Да, да, вы можете поделиться и негативным опытом с акцентом на то, что курение никак не помогло прожить эти эмоции, но с тех пор вы зависите от сигарет и жалеете, что тогда не нашли решение получше. В любом случае просто будьте рядом. Поддерживайте своим присутствием, без жалости («Ой ты мой бедненький»), но с истинным уважением. Покажите, что для вас проблема подростка – настоящая. Она действительно такая, она – из взрослого мира.

Как распознать признаки депрессии, тревожности или других психических расстройств у подростка? И как родителям поддержать ребенка с такими проблемами?

Сначала я кратко расскажу про основные признаки депрессии, тревожности и других психических расстройств ребёнка.

Симптомы депрессии и тревожности могут быть такими: 

  • длительный период сниженного настроения;
  • ребёнок больше месяца ничего не хочет; 
  • подросток ни с кем не общается; 
  • говорит, что его жизнь ужасна;
  • нарушен сон и аппетит;
  • прежние увлечения не приносят радости; 
  • нет энергии что-либо делать
  • появляются суицидальные мысли и разговоры
  • ⁠появляется самоповреждающее поведение (иногда используется англицизм селфхарм, от self-harm) – преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. 

Признаки расстройств пищевого поведения:

  • ⁠полный отказ от еды, утрата чувства голода на фоне желания похудеть;
  • расстройство пищевого поведения, при котором человек может бесконтрольно поглощать пищу, а затем насильственно опустошать желудок преимущественно через вызывание у себя рвоты;
  • чрезмерная избирательность в еде, фиксация на потреблении здоровой пищи;
  • пикацизм – навязчивое поедание несъедобных веществ, предметов. 

Зависимое поведение – гаджеты, психоактивные вещества. Например, при зависимости от гаджетов ребёнок с ними проводит больше времени, чем без них. Он готов отказываться от реального общения ради виртуального. 

Подозрение на психическое заболевание у ребёнка:

  • если ребёнок слышит какие-то голоса;
  • ⁠говорит, что за ним постоянно следят;
  • боится выходить из дома. 

Как поддержать ребенка во всех вышеописанных случаях? Лучшая поддержка - это обращение к специалисту. 

Не бойтесь обращаться к специалистам, в том числе к психиатрам. Можете сначала сходить без ребёнка и просто проконсультироваться по поводу тревожащего вас поведения. 

Уже давно никто принудительно не ставит на учёт и не заставляет пить лекарства. 

Даже в обычном психоневрологическом диспансере врач или психолог просто выскажет свое мнение, даст рекомендации. Только ваша семья решает, следовать им или нет. Если будет возможность, сначала ищите частнопрактикующих специалистов, которые принимают без белого халата и не в больнице. Так подростку будет проще с ними взаимодействовать.

На первый прием можете прийти без ребёнка, просто рассказать о проблеме. Грамотный специалист подскажет, что делать дальше – может, вы узнаете от него, что на консультацию приходить нужно не подростку, а вам с мужем. Бывает и такое. Объясните ребёнку, что всё останется в тайне. Существует этика психологов и психиатров: никакая информация не выйдет дальше кабинета. Всё абсолютно безопасно и анонимно. Если хоть одна из перечисленных выше проблем – про вашего подростка, пожалуйста, обратитесь к специалисту. Когда сломана рука, мы идём в травмпункт, а когда есть признаки душевной проблемы – к психологу или психиатру. Это норма.

Куда можно обратиться за профессиональной помощью, если у подростка возникли психологические трудности?

Это зависит от желания и возможностей родителей. Есть бесплатные психологи в поликлиниках и психо-неврологических диспансерах по месту жительства. 

Есть телефоны доверия для подростков, бесплатные психологические городские центры - все контакты легко найти в интернете.

И безусловно, есть большие клиники, занимающиеся психическим здоровьем. Например, в Москве это Научно-практический центр им. Г.Е. Сухаревой Департамента Здравоохранения Москвы. Они занимаются профилактикой, диагностикой, лечением и реабилитацией детей в сфере ментального здоровья (нарушение пищевого поведения, самоповреждающее и суицидальное поведение, тревожные расстройства, биполярное аффективное расстройство и другие). Очно в Москве и онлайн (для тех, кто уже обращался в центр). 

Помимо этого есть частно практикующие психологи, психотерапевты и психиатры. Найти их можно по рекомендациям и отзывам, а можно по статьям на профессиональных сайтах в интернете.