Все, что нужно для счастья

Вводим прикорм: врач-педиатр рассказывает, как правильно переводить ребенка на взрослую еду

Через несколько месяцев после рождения ребенка у каждой мамы возникают вопросы о первом прикорме. Как правильно начать прикорм, когда приступить, как узнать, что ребенок готов, что давать в первую очередь? На главные вопросы отвечает заведующая педиатрическим отделением Клинического госпиталя «MD GROUP ЛАХТА», врач-педиатр Мадина Владимировна Субботина.

Vostock-Photo

Переход ко «взрослой» еде — вопрос индивидуальный и постепенный, порой длительный и непростой. Это в первую очередь касается детей с особенностями развития и с пищевой непереносимостью. И, конечно, основной наш дегустатор — это малыш: у него могут быть свои вкусовые предпочтения (со многими продуктами малыш знаком внутриутробно и при грудном вскармливании, не забывайте об этом).

Когда же начинать? Здесь важна готовность родителей к этому этапу и, конечно, пищевой интерес малыша. Обычно это происходит в 5-6 месяцев ребенка на грудном вскармливании и в 4 месяца на искусственном питании.

Первыми, как правило, вводятся овощи либо каши, если у ребенка дефицит веса. Затем уже фрукты, творог, кефир, мясо, яйца. Каждый продукт вводится постепенно, с одной ложки, и по одному, чтобы отследить реакции со стороны ЖКТ или аллергию.

Если знакомство с прикормом не вызвало у малыша энтузиазма, мы рекомендуем не отступать от намеченных целей и очень доброжелательно, пусть даже в небольших, микроскопических дозах предлагать все — чуть позже малыш обязательно войдет во вкус и будет есть с огромным удовольствием. Не стоит беспокоиться, проявите терпение и любовь. Чтобы не портить пищевое поведение у ребенка, не настаивайте на том, чтобы малыш съедал все до конца или принимал пищу через силу.

В случае, если ребенок закрывает рот, выплевывает еду, не нужно его обманным путем заставлять, поскольку это создает внутренний конфликт и может вызвать задержку в его психоэмоциональном и физическом развитии, а также спровоцировать нарушение пищевого поведения. Если малыш плюется взрослой едой, возможно, он не готов активно ее пережевывать и воспринимать как еду.

Помните, что дети учатся всему, и наша задача — правильно научить и лучше, чтобы это происходило в виде игры. Вы можете показывать, как кусочки попадают в рот («летит-летит самолетик прямо в ротик»), демонстрировать, как правильно жевать и что это вкусно, и так далее, все в игровой, веселой форме). Не забывайте — малыш научился плеваться едой и показывает вам свой навык: ему весело от того, что у него есть результат, а значит, нужно улыбнуться и похвалить.

Много вопросов обычно задают про педагогический прикорм, когда малышу небольшими, размера с «рисинку», кусочками, родители дают пробовать за общим столом еду, которую они едят сами. Если ребенок жует и не давится, мы можем знакомить ребенка с различными вкусами и в таком формате, но помните, что нам еще нужно соблюсти принцип качества и калорийности питания. Если малыш жует, переваривает и получает достаточно калорий, то все супер! Если не жует, наша цель — научить. А пока обучаете новому навыку, вводите прикорм в пюрированном виде.

Если малыш еще не сидит, используйте шезлонг. Главное — сидеть напротив и контролировать процесс, видя реакцию ребенка на происходящее.

Стоит уделить внимание и культуре питания: приучать мыть руки перед едой, есть самостоятельно ложкой и вилкой, пить из кружки, есть кусочками, хорошо прожевывая, знать, для чего служат салфетки и нагрудник.

В режим питания входит завтрак, обед, полдник и ужин. На завтрак, как правило, каша и фрукт, но можно творог и фрукт, например. Весь режим — как конструктор, вы можете переставлять блюда и наполнение меню в зависимости от желания ребенка и от введенных продуктов. На первом этапе прикорма я всегда прошу вести дневники питания, фиксируя время кормления, что съели, объем и когда был стул. Это очень ценная информация для педиатра, которая позволит мгновенно оценить рацион и понять, что еще ввести ребенку или как изменить текущее меню, чтобы было вкусно, весело и полезно.