Все, что нужно для счастья

Путь к победам: как увлечь ребенка математикой

6 советов от руководителя онлайн-кружка «Математические тропинки» Александра Маркеллова, как помочь вашему ребенку полюбить этот непростой предмет.

Архив пресс-службы

Поздний вечер. Давно пора ложиться спать. Но ваш любимый школьник до сих пор за столом. Обложился исчёрканными листами и учебниками и пытается сделать домашнюю работу по математике. Ваших объяснений он не понимает, потому что в школе «рассказывали не так». Или он заскучал и отвлёкся, поэтому вообще прослушал объяснение учителя.

Может быть, он просто не способен к математике? Не спешите с выводами! Нет неспособных детей, надо просто найти подход к каждому.
Родителям в помощь – советы руководителя онлайн-кружка «Математические тропинки» Александра Маркеллова о том, как помочь ребенку полюбить этот непростой предмет и найти свой путь к победам: сначала над задачками, а потом и на олимпиадах.

Совет 1. Превратите скучные уроки в увлекательную игру.

Игровой подход мотивирует и вдохновляет детей. Всегда интереснее осваивать вычисления и таблицу умножения в формате «похода в магазин за покупками, а приемы устного счета – в формате веселой разминки. На наших занятиях, например, преподаватели придумывают для ребят задачи про их любимых героев из «Гарри Поттера», «Майнкрафта» или «Фиксиков».

Совет 2. Чередуйте разные темы и виды деятельности в рамках одного занятия

В России хорошо развито движение кружков для детей старшей школы. Это часто «листочковый» формат: преподаватель раздает детям листочки на определенную тему, и дети их решают. Но такая форма работы просто физиологически не подходит младшим школьникам. Им сложно концентрироваться и вести однотипную деятельность на протяжении всего занятия. А бывает, что ребенку просто сложно понять какую-то тему, и если весь урок будет посвящен только ей, то ребенок «выпадает» из процесса.

Наш опыт показывает, что эффективность заметно повышается, когда на каждом занятии дети изучают несколько разных тем и часто меняют вид деятельности. Хорошо, когда тренировка хитрых приемов устного счета и решение задач олимпиадного типа чередуется с разбором сложных разделов школьной программы.

Хороший сценарий занятия: в самом начале – легкая разминка на счет или занимательная математическая головоломка, чтобы войти в тонус. Когда мозги разогрелись – новый материал, а в конце – закрепление того, что уже знакомо и ребенок умеет решать. Возникает такой «эффект победителя»: у меня все получается, а, значит, и дальше получится!

Совет 3. Чтобы оценить усвоенные знания, замените стрессовые проверочные работы интересными играми  

Проверку знаний часто боятся даже взрослые, что уж говорить про младших школьников, которые могут быть еще не уверены в своих знаниях и сильно переживать по этому поводу. Контрольные работы и тесты вызывают тревогу и мешают полноценному обучению.

А если проводить проверку знаний в виде игр с увлекательным сюжетом, то ни о каком стрессе и речи не пойдет. Например, ребята могут спасать планету от вирусов или искать сокровища пиратов, а параллельно решать задачи по всем пройденным темам. И ничего страшного! Ставьте своей целью выявить то, что получилось и что ребенок усвоил на 100%.

Совет 4. Помните, что каждый – личность, вместе – команда

Оцените, какой формат обучения подходит именно вашему ребенку. Например, на групповых занятиях есть место не только обучению, но и общению. Ребята могут поспорить, вместе поискать верное решение, послушать мысли других и даже показать друг другу в Zoom своих домашних питомцев!

Бывает, ребенок начинает говорить «легкотня», если может решить задачу. Это отличный повод обсудить, что испытывает другой ученик, если он пытается решить задачу, а рядом твердят «легкотня». Наверное, это не очень приятно. Проговаривая с ребятами такие моменты, мы учим их работать в команде и прокачиваем навыки общения.

Важно, чтобы в школе-кружке была гибкая система переходов между группами – это позволяет ребенку не «засиживаться» в группе, где ему очень легко или очень сложно. Оптимальный подбор команды примерно одинакового уровня помогает в усвоении знаний.

Совет 5. Поддерживайте доброжелательную атмосферу, ведь это залог успешного обучения

Главная цель — сделать так, чтобы ребенок не боялся математики, а увлекся предметом. Получать и закреплять новые знания легче там, где чувствуешь себя психологически комфортно, где тебя понимают и принимают. Например, в начале каждого занятия у нас преподаватели предлагают ребятам выбрать смешную зверушку под свое настроение. Какой ты сегодня ученик: злюкозавр или милозавр, обижака или ничего не понимака? Это помогает детям рассказать, что они чувствуют в данный момент, и настроиться на работу, а преподавателю — подстроить общение под эмоции детей. Например, он интересуется, как можно развеселить «унывазавра» — ученика, который сегодня не в духе. Или внимательнее относится к «ничего не понимаке» и объясняет материал дополнительно.

В такой доброжелательной атмосфере дети перестают стесняться и погружаются в работу – проверено!

Совет 6. Не бойтесь онлайн-обучения

Онлайн – это вовсе не «говорящая голова» и лекции. Современные технологии позволяют организовать настоящие интерактивные встречи, в которых ученики и преподаватели работают в общем пространстве, несмотря на расстояние. Различные цифровые инструменты позволяют детям 1-6 класса уже даже на первом пробном занятии спокойно общаться на видео-платформе и с удовольствием использовать разные инструменты доски Миро на компьютере, как будто они все вместе сидят в классе. Это их объединяет и вовлекает. Пробуйте, экспериментируйте с новым, выбирайте свое.
Любите математику, и она обязательно ответит вам взаимностью!