Все, что нужно для счастья

Снова в школу: детский и подростковый психолог Никита Карпов советует, как поддержать тинейджера в начале учебного года

Начало учебного года для многих детей - словно понедельник после отпуска для взрослого, - сложный и напряженный период. Как помочь подростку адаптироваться к учебному ритму, преодолеть тревогу и лень, рассказывает Никита Карпов, детский и подростковый психолог и автор книги "Чертовы подростки! Как найти общий язык с повзрослевшим ребенком".

Unsplash

Мало кто из подростков радуется перспективе, что через неделю придется пойти в школу. Почему вообще возникает вопрос, что к школе надо готовиться? Подростки - взрослые и разумные ребята, у них, в отличие от младших школьников, есть навыки саморегуляции и самоконтроля. Но эти навыки напрямую зависят от мотивации, понимание которой чаще всего расходится у детей и взрослых. Родители думают, что ребенок прямо к 1 сентября осознает, для чего ему нужно учиться, будет готов сам сесть и разобраться с заданием и демонстрировать рвение к осваиванию нового материала. Однако мотивация подростка часто не соответствует ожиданиям родителей. Поэтому первый совет - скорректировать свои ожидания. Вряд у подростка загорятся глаза к учебе и он осознает, кем хочет стать, кроме блогера и стримера. Родителям стоит вспомнить, как было до начала каникул, и не возлагать большие надежды на то, что сейчас все будет по-другому.

Второй совет - начать корректировать режим хотя бы за неделю до начала учебы. За лето подростку, скорее всего, удалось отдохнуть и набраться сил, а также сбить режим ночным бдением, поздним засыпанием и подъемом к полудню. Здорово, если за лето родителям удалось передать ребенку ответственность за отбой и подъем, но чаще всего такого не происходит. Поэтому стоит мягко начинать напоминать, что скоро наступят тяжелые времена и придется вставать раньше, и намекать на более ранний отход ко сну. 

Третий совет - совместная закупка вещей к школе. Можно смело вовлекать подростка к процессу, обсуждать с ним его желания и свои возможности. Тетрадки, ручки, рюкзак, одежда - пусть он скажет, что ему нравится, а что нет. Важно помнить, что вещи, которыми пользуется подросток, - один из способов коммуникации со сверстниками. Если вещи не те, он рискует оказаться аутсайдером. Это не значит, что нужно бежать за баленсиагой и дизелем по первому требованию. Но учесть мнение чада, однозначно, стоит. 

Совет четвертый. Если спросить у подростка, что ему больше всего нравится в школе, он ответит - тусовка. И это ключевая мотивация к его возвращению к учебе. Тот самый фокус, на который стоит обратить его внимание и напомнить, что скоро он возобновит общение с одноклассниками и привычной школьной компанией. 

Пятый совет - обсуждение проблем, которые могли возникать в процессе учебы. Возможно, подросток переживал в классе конфликт, буллинг, сложности с учителями, проблемы с учебой. В рамках подготовки к новому учебному году стоит обратить внимание на то, что именно было не так, обсудить переживания, мысли, надежды.  За лето одноклассники могут смениться, обиды забыться, ситуация поменяться. Можно выйти на контакт с учителем, с которым были проблемы, проговорить сложности, погасить конфликт еще до начала учебы. Пробелы с предметами можно подтянуть за лето - в самом конце это сделать, конечно, сложнее. Но можно продумать, как помочь ребенку: нанять частных преподавателей, взять дополнительные уроки, обсудив с ребенком комфортный график и время. 

Все эти рекомендации могут быть как действенны, так и бесполезны. Главный совет родителям - сосредоточиться на тех вещах, на которые они могут повлиять: своем поведении и состоянии. Наверняка у взрослых накопилось достаточно опыта в тех вещах, которые точно не работают: непрерывно дергать, напоминать, пушить, наказывать, устраивать скандалы. Поэтому оставшиеся до учебы дни хорошо бы использовать для развития контакта и добрых отношений со своим подростком. Создать возможность и обстановку, чтобы можно было спокойно и доверительно обсуждать конкретные вопросы, искать решения и высказывать свое мнение. 

Общие принципы поддержки следующие:

  • требовать меньше, поддерживать больше
  • слушать и разговаривать
  • инвестировать время в человеческое взаимодействие, а не в непрерывный менеджмент
  • предлагать помощь по необходимости и запросу

Родителям важно чаще задавать себе вопрос: я сейчас помогаю ребенку с тем, чтобы он учился самостоятельно и стал более организованным, или я просто хочу, чтобы домашка был сделана вовремя? Наша главная задача - научить подростка разбираться со своей жизнью и проблемами самостоятельно, искать силы в самих себе. Тогда и мотивация появится, и начало учебного года после каникул не будет казаться чем-то страшным и ужасным.

Удачной учебы!

Никита Карпов