Все, что нужно для счастья

Готовимся к школе заранее: что нужно знать родителям будущих первоклассников

Первый прикорм, первый шаг, первый день рождения. И, конечно, первый класс. Как подготовить ребенка и семью к этому важному событию, а также о чем важно подумать за год-два до школы — в советах экспертов в области образования и здоровья.

Family Times Family Times
Фото: Vostock Photo

Читать или не читать, писать прописи или считать в уме — чему стоит учить будущих первоклассников? Многие эксперты уверены, что сейчас куда важнее не интеллектуальные навыки, а общение и развитие самостоятельности. Научиться читать и писать дети успеют, в конце концов, в этом — главная задача начальной школы. А вот как найти общий язык с соседом по парте и завязать шнурки, если ты не умеешь?

Современная школа — это большие нагрузки, ответственность и целый свод правил. А значит, ребенку нужно быть эмоционально устойчивым, чтобы без стресса справиться с нагрузкой, уверенным в себе, чтобы выдержать ответственность, внимательным, чтобы понимать правила и следовать им. Современная школа — это много уроков и задач на запоминание. А значит, надо высыпаться и не перегружать память лишними вещами. А еще это, в среднем, 30 детей в классе. А значит, важно уметь общаться и не бояться поднимать руку и выходить к доске. Специально для "Мать и дитя" нейропсихолог, педагог и врач-невролог рассказали, как лучше подготовить ребенка к школе, чтобы ему было интересно и легко учиться.

Анна Высоцкая, нейропсихолог, образовательный коуч, мама четверых детей

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Если ребенок живет нормальной детской жизнью, посещает интересные места, общается с другими детьми, то необходимости в особой подготовке к школе с раннего детства нет. Знаю семьи, где начинают готовить ребенка к первому классу чуть ли не с рождения. Это, конечно, лишнее. Главные навыки, необходимые к началу обучения в школе, — это умение общаться, контролировать свои "хочу" (определенный уровень эмоционально-личностного развития), а также развитая речь, а не умение писать и читать, как иногда думают родители.

Все это формируется или, вернее сказать, созревает, постепенно. Если ребенок с трудом адаптируется в чужом коллективе, с неохотой принимает правила, если ему тяжело смириться с вещами, которые его не устраивают, то это будет заметно и в 4, и в 5 лет. И вот с этим важно работать — в семье или со специалистом. Что касается интеллектуальной подготовки, то раньше 5,5 лет заниматься этим не стоит: не нужно до 6 лет специально учить ребенка читать, а уж тем более писать.

Как понять, что ребенок готов к школе? 

Готовность к школе — это базовые вещи: уровень самостоятельности ребенка, способность отделиться от родителей и выстроить коммуникацию с незнакомыми взрослыми и детьми. Это эмоциональное развитие: насколько ребенок способен устанавливать контакты, настроен на сотрудничество, нет ли у него страхов, агрессии или негативизма, сильной тревожности. Не надо ждать 6 лет и резко начинать что-то корректировать. Важно наблюдать и постепенно решать разные задачи. За два-три года до школы важно обратить внимание на следующие вещи:

Развитая речь

Речь — очень важная психическая функция, на ней базируется большинство школьных навыков. Если у ребенка есть проблемы с речью, то есть он не произносит звуки, говорит безграмотно, у него маленький словарный запас, он не умеет развернуто формулировать мысли, — стоит обратиться к логопеду. Важно следить не только за тем, как ребенок говорит, но и насколько он способен понимать обращенную речь, удерживать в памяти и выполнять сложные инструкции.

Уважение к правилам

Способен ли ребенок играть по правилам, договариваться с детьми и взрослыми, выполнять чужие условия, а не делать только то, что хочется? Готов ли сознательно включиться в какое-то занятие, даже если в процессе потерял к нему интерес, или делает только то, что хочет, и бросает начатое, если устал? Это важные показатели зрелости системы произвольной регуляции поведения. 

Навыки общения

Важно, чтобы у ребенка не было проблем с установлением контакта с незнакомым взрослым человеком, была готовность сотрудничать с другими людьми — как взрослыми, так и детьми. 

Память 

Все обучение в школе, увы, построено на запоминании. Неважно, нравится или не нравится, есть эмоциональная вовлеченность или нет, детям приходится запоминать определенные вещи. Поэтому важно оценить, насколько ребенок способен удерживать в памяти инструкции и алгоритмы сознательно, прикладывая к этому усилия. 

Восприятие

Понаблюдайте, насколько развито слухоречевое восприятие и внимание у ребенка и насколько быстро оно истощается: проще говоря, умеет ли он слушать и слышать. Понимает ли ребенок сложные просьбы, способен ли понять и пересказать небольшие истории. В школе приходится много слушать и, главное, слышать.

Зрительное восприятие и внимание — тоже важный показатель. К 6-7 годам внимание становится более дифференцированным, то есть дети уже способны выделять детали и анализировать. Поэтому важно оценить, насколько ребенок готов не только смотреть, но и видеть. Если внимание рассеяно и зависит от непосредственного интереса, такому ребенку будет сложно, он будет быстро выключаться из работы класса.

Психологическая зрелость

Насколько ребенок готов воспринять себя в роли ученика? Есть дети, которые говорят: "Я маленький, мне рано в школу", они не торопятся примерить на себя взрослую роль. В норме ребенок в какой-то момент жаждет самостоятельности. Ему приятно, что он пришел в школу и сам все решает: сам собирается, одевается, заводит друзей. 

Нейромоторная готовность

Важно, чтобы ребенок к школе хорошо владел своим телом, мог выдерживать статичную нагрузку, ведь в школе придется много сидеть. Один из показателей готовности к обучению — способность высидеть на уроке 40 минут. Если ребенок не может этого делать, то это заметно и без специалиста. Он будет падать на пол, сползать со стула, раскачиваться всем телом на фоне усталости. Такой ребенок в школе будет тратить все усилия на то, чтобы просто усидеть на месте, и не сможет думать про уроки. 

5 вещей, которые важно делать за год до школы

Играть в игры

Полезно играть в настольные игры, где надо соблюдать правила, удерживать внимание, соблюдать договоренности, — это все пригодится в школе. Если родители не чувствуют в себе сил и желания играть с ребенком, можно записаться в шахматный кружок или водить на игротеки. Игры учат ребенка планировать действия, просчитывать ходы, анализировать, а также уважительно относиться к партнеру.

Заниматься спортом

Минимум за год до школы я рекомендую начать заниматься спортом, желательно групповым, потому что в игровых секциях многие ключевые навыки как раз прорабатываются. Это умение слушать, слышать, ждать своей очереди, включаться, когда нужно, уважать своих партнеров по команде или секции, действовать по договоренности.  

Развивать мелкую моторику

Как показывает практика, письму насильно не научишь, а вот подготовить кисть можно и нужно. Способов много: предложите резать ножом и ножницами, лепить, вязать узлы и, конечно, раскрашивать, рисовать в разных техниках. А вот писать прописи не нужно. 

Учиться читать

Я считаю, что не стоит трогать ребенка до 6 лет. Если сложностей у ребенка нет, у него появится спонтанный интерес к буквам — и это будет показателем его готовности к чтению. Но если до 6 лет интереса не возникло, то уже можно начинать какие-то занятия. Я считаю, что за год до школы важно начать учиться читать. Навык слогового чтения поможет, хотя он и не требуется в школе. Обычно в школе не уделяется достаточно внимания этому, ребенок часто чувствует себя неуютно, да и детям нужно время, чтобы "расчитаться", а в первом классе это не всегда получается. 

Ориентироваться во времени и пространстве

Надо оценить, насколько ребенок в принципе понимает, где право, где лево, где что находится относительно его тела — сзади, спереди, под, над. Знает ли он, когда у него день рождения, какой сегодня день недели и сколько раз в неделю у него футбол или танцы. 

Cергей Плахотников, руководитель начальной школы "Новой школы", г. Москва 

Образование — это риск: почему ребенку важно учиться самостоятельности и риску?

Может ли ваш сын или дочь в 5-6 лет пожарить яичницу? Представьте ситуацию — приходит ребенок утром на кухню и предлагает: "А давайте сегодня я приготовлю завтрак?" Вы при этом стоите в сторонке и радуетесь, как ребенок ловко справляется, избавив его от советов и инструкций. Яичница готова — ну да, разбиты несколько яиц, она подгорела, зато ребенок не забыл положить масло, сам накрошил сыра. Налицо все признаки готовности к школе, потому что человек инициативен, у него все хорошо с самообслуживанием, он способен рисковать и проявляет активную заботу — такие дети уже точно могут сказать, что им хочется учиться, и они стремятся в школу.

Образование — это тоже определенный риск, нужно читать что-то на весь класс, выходить к доске и отвечать — это непросто. Вопрос не ограничивается одной яичницей, есть еще некоторые навыки, которые ребенку хорошо бы освоить за год до школы, — положить грязное белье в стиральную машинку и запустить ее, помыть пол и вытереть за собой, пропылесосить в квартире, посоветовать маме, что надеть сегодня в театр. А еще хорошо бы уметь завязывать шнурки, сморкаться, надевать трусы не задом наперед, не перепутать правый ботинок с левым — это все крайне важно для начальной школы.

Галина Петровна Коткова, детский невролог Клинического госпиталя "Мать и Дитя-ИДК" Самара 

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? 

Стоит учитывать множество факторов: биологический возраст ребенка, речевое, психическое развитие, наличие мотивации к обучению и, если есть, сопутствующие заболевания, которые могут осложнить учебу в школе. 

Отдавать ребенка в 6 или 7 лет — вопрос сложный. По моему опыту, у детей, которые пошли неподготовленными к школе, возникает ряд сложностей с учебой. Особенно проблемы заметны у тех, кто стал первоклассником в возрасте 6 лет: у них еще нет мотивации к обучению, а есть мотивация к игре. И тогда они не успевают, отвлекаются на уроках, нервничают, а родители в итоге приходят к доктору с просьбой выписать таблетки. А таких таблеток не существует, просто надо дождаться, когда ребенок дозреет. 

Встречаются, конечно, дети, готовые к обучению в 6 лет, но, по моему опыту, их очень немного. Нагрузку современной школы выдерживают далеко не все. 

Период детства для ребенка — очень важный, он должен хорошо наиграться, потом это все положительно скажется в школе, когда он начнет обучение. Да и нет никаких оснований торопиться. Тут как с сортами яблок: есть яблоки летние, осенние и зимние. Мы не можем сказать, что какое-то яблоко невкусное или плохое, просто каждому сорту свой черед. Есть дети, которые рано созревают, есть дети осенние, созревающие вовремя, у них биологический возраст совпадает с реальным, а есть дети, которые дозревают чуть позже, им нужно чуть больше времени, но это не значит, что они какие-то не такие, просто им нужно время — и все у них будет хорошо и учеба наладится.  

Что должно насторожить родителей при оценке готовности ребенка к школе? 

Если ребенку 6 лет, и у него есть невротические нарушения — плаксивость, нарушение сна, заикание или другие речевые сложности, то лучше не торопиться и дать дошкольнику возможность окрепнуть. Поверьте, ему будет легче в школе, а мотивация к учебе будет выше. Ведь в начальных классах формируется отношение к школе, которое потом останется с ним на весь период школы. 

Как понять, что ребенок не справляется с нагрузкой? 

Первые признаки — утомляемость, причем и физическая, и эмоциональная. Раздражительность, плаксивость, нарушение сна, проявления агрессии — все это говорит, что ребенок устал, не выдерживает нагрузок. Ведь часто кроме школы у детей есть продленка, кружки. Это означает постоянное эмоциональное напряжение — расслабиться и отдохнуть, быть собой ребенок может только дома. 

Что еще может помочь ребенку подготовиться к школе и выдержать нагрузку

Очень важно, чтобы ребенок высыпался. Я рекомендую всем родителям летом, например, в июле, посмотреть, сколько ребенок спит на отдыхе. И этот так называемый физиологический сон на отдыхе — очень важный показатель. Меньше этого времени он не должен спать ни в садике, ни в школе. Если у ребенка большая нагрузка, нужно еще прибавить час. Кроме того, нужно ввести лимит на телевизор, компьютер, телефон — ребенку нельзя сидеть перед экраном дольше 45 мин в день, иначе у него ни на что другое сил не останется. За гаджетами дети эмоционально истощаются. 

Советуете ли вы посетить врача-невролога перед школой?

Если нет никаких жалоб, то хорошо бы показаться неврологу в 4-5 лет — в этом возрасте можно понять, есть ли у ребенка речевые сложности, невротические проблемы, чтобы было время все это решить. Кроме того, в принципе стоит провести комплексное обследование детей перед школой, во время которого дошкольника осмотрят разные специалисты — педиатр, невролог, психолог, логопед, оториноларинголог, офтальмолог, ортопед. По результатам обследования будет понятно, готов ваш ребенок к школе или пока нет.