Все, что нужно для счастья

Размышления о раннем развитии детей: отрывок из книги Юлии Гиппенрейтер

Издательство "АСТ" в свое время выпускало книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер "О воспитании ребенка. Беседы и ответы на вопросы" — сборник отрывков из выступлений, интервью и разговоров с родителями.

Family Times Family Times
Фото: архивы пресс-служб; Pexels

Глава 8. Игры, отдых, развитие 

Сегодня многие родители стараются максимально заполнить время малыша, предлагая новые и новые занятия. А не делаешь этого — чувствуешь, что многое упускаешь.

Родители, которые стараются максимально занять ребенка, не верят в спонтанные силы его развития. Ребенку, конечно, нужна интеллектуальная пища и внешняя информация. Нужны знакомства с окружающими предметами, природой, картинами, сказками. Но у него есть фантазия, интерес, умение и желание делать то, что ему интересно, что он хочет сам, — все это очень важные вещи, они входят в его самоопределение. "Мне это нужно" — это выражение себя. 

Когда мать усиленно пичкает ребенка разными занятиями, она дергает его за ниточки, как персонажа в кукольном театре: "Сейчас ты будешь заниматься этим, а потом этим и этим!" Он еще не успел разобраться, что ему интересно, а в его сознание вклинивается энергия мамы, она ему говорит — и он привыкает делать именно то, что ему скажут. 

Умственный процесс и умственные навыки, не говоря уже о творчестве, фантазии, развиваются в ходе самостоятельных занятий — вырастают изнутри, а не по внешним схемам. Занятия раннего развития делятся на две группы: это информирование ребенка (еще есть такое вещество, а еще есть такие страны, а еще такие слова) и взаимодействие с ним, включая игры. На любом из этих занятий важно, насколько мать позволяет ему быть самостоятельным. Об этом необходимо помнить!

Как мама организует занятия? Она задает ребенку вопросы? Говорит: "Посмотри, понаблюдай"? Или только: "Делай то, делай это". Постоянно забивать время ребенка прямыми образовательными монологами — это путь к его выученной пассивности. В результате ребенок не сможет занимать себя сам, ему будет нужно, чтобы кто-то другой придумывал ему задания, давал инструкции. Он так и будет ждать, что взрослая фигура в виде мамы или учительницы будет за него много решать и делать. 

Так что ответ такой: развивать, но без фанатизма. Природа пластична, и родители должны быть пластичными с ребенком, а не жесткими "учителями". Это очень хорошее слово для родителей — пластичность! А нужно ли стараться применять  различные методики развития?

С методиками надо быть очень осторожными. Они предполагают обучение — в смысле руководства учением. Нельзя перебарщивать с инициативой взрослого. Ребенок нуждается в свободном времени и в свободном использовании своих сил. Дайте ребенку 2–3 свободных часа в день. Дети очень хорошо играют сами и проявляют изобретательность. 

Я напомню историю из детства Агаты Кристи. Она росла в состоятельной семье, но мать запрещала няне учить маленькую Агату читать, чтобы оградить дочь от чтения книг не по возрасту. Когда Агате исполнилось шесть лет, няня пришла к маме и сказала: "Мадам, я вынуждена вас огорчить: Агата как-то научилась читать сама!" Та же Агата Кристи рассказывает в своих мемуарах, как в детстве она играла. Героями ее любимых игр были воображаемые котята. Каждый из них имел свое имя и особый характер. Она разыгрывала сюжеты с этими котятами, придумывала разные сложные интересные истории. А няня сидела рядом и вязала чулок. 

Таких фантазий, в которые погружаются дети, у взрослых уже нет. Рациональный ум глушит творческие импровизации, особенные способности к ним. Конечно, логика и рациональность должны постепенно развиваться, в то же время ребенок — существо особенное. Наверное, вы замечали, что дети иногда впадают "в прострацию" — состояние естественного транса. В этом состоянии они перерабатывают впечатления и фантазируют особенно интенсивно. Ребенок уставился на букашку, на листик, на солнечный зайчик, а мама его дергает за руку: "Что ты опять застрял, нам некогда!" В школе учительница одергивает первоклассника: "Ваня, опять ворон ловишь!" А у Вани в это время работает мысль и воображение. Он, может быть, будущий Андерсен или Тарковский!

А вот история из детства замечательного скрипача Иегуди Менухина. Его отдали в школу, в первый класс, и после первого дня школы родители его спросили: "Ну, что интересного было в школе?" "За окном рос очень красивый дуб!" — сказал он, и больше ничего. Этот дуб поразил его художественную натуру. И вы не знаете, что вашего ребенка может поразить в данный момент — картина, звук, запах, но точно не "пункт в уникальной методике, разработанной…" 

Ребенку нужно давать инициативу в выборе занятий. Мария Монтессори говорила: "Среда ребенка должна быть обогащенной, а сам он свободным". Ребенок, нагруженный и ограниченный методиками, — это не то, что нужно для его развития.

Хочу отдать ребенка в четыре кружка. Выдержит? Можно?

Моей дочери 5 лет. Хочу отдать ее на занятия с серьезной нагрузкой: музыка, театр; еще бы в спорт и еще в художественную студию. И пойдем на подготовительные занятия к школе. Нельзя время терять, надо уже заняться чем-либо профессионально. Как сильно можно загружать ребенка в эти годы?

Попробуйте оценить: "потянет" ли она все это? Хочет ли она сама? И вообще — что она хочет? Развиваться правильно ребенок будет изнутри, исходя из своих интересов. А не снаружи — от желаний родителя. Конечно, можно эти интересы развивать, но это очень тонкое дело. Нужно сначала вместе с ребенком пережить какие-то захватывающие моменты, пока у него не засветился огонек своего интереса. И только после этого ему можно предлагать заниматься этим серьезно.

Если чадо идет на кружок только потому, что мама велит, а при этом учитель требовательный и у ребенка не очень-то получается, то наступает ступор. Копится багаж отрицательных эмоций: "Я неумелая. Я неспособная. Я ленивая!" Это бьет по самооценке. А ее, наоборот, надо поддерживать всеми силами! Нужно давать ребенку позитивные посылы. Например: "Я выслушаю тебя и, если тебе какое-то занятие не нравится, я с вниманием отнесусь к этому, и мы решим, что делать".

Ребенок, даже очень маленький, — личность. И насильно впихивать в него интересы не получится. Зачастую родители этого не понимают и не задумываются, с какими проблемами сын или дочь столкнутся. У кого-то лучше получается, а у него хуже — и у ребенка начинает пропадать охота ходить на занятия. Родители начинают ругать его. И получается заколдованный круг: чем больше ребенка толкают на достижение высоких результатов, тем хуже он начинает относиться к этому делу. Хотя вначале, может быть, ему и было интересно.

Проблемы такого рода начинаются с самого маленького: с дурацких наставлений типа "Ты должен съесть всю кашу!" или "Сиди на горшке, пока не сделаешь!". И заканчивается таким: "Ты пойдешь в инженерный ВУЗ!" А он — гуманитарий! "Нет! Гуманитарием сейчас не проживешь. Иди в инженерный или экономический!" или: "Ты должен жениться только на ней!" И вот так ломаются судьбы и личности. Кто-то уходит из дома, а кто-то прогибается и живет просто как подневольный. И ненавидит свою семью, профессию, себя.

Так насилие над личностью идет с пеленок до седин. Я всегда удивляюсь, когда слышу, что ребенка нужно вот этому, вот этому и еще вот этому научить в дошкольном возрасте. Забывают, что ребенок учится сам и очень многому. Например, освоению своего тела. Это огромная задача, которая складывается из десятков разных небольших задач — как влезть на это и пролезть через то, догнать, увернуться, влезть на забор, пробежаться по узкой доске… А понаблюдать, как кубики падают, когда строишь башню, и повозиться, как ставить, чтобы не падали. А это ведь освоение физических законов на практике!     

Как мама разговаривает, общается с папой — это ведь тоже очень важно, это обучение социальным навыкам. А если вместо этого с малышом сидят, ему книжечку открывают и насильно учат читать или писать палочки и кружочки, он пропускает массу очень важного для своего возраста.

С какой интеллектуальной нагрузкой может справиться малыш пяти лет? Например, когда лучше его учить  иностранным языкам?

Многие родители отдают своих детей в школы раннего развития. В этих школах начинают учить языки. Это правильно? Ведь чрезмерная нагрузка может негативно сказаться на физическом здоровье. С какого возраста надо начинать учить иностранный язык?

Самое правильное — это погружать его в языковую среду, где общение только и идет на иностранном языке. И тогда очень быстро и очень органично ребенок начинает его использовать, как родной. Но для этого нужно погружать в языковую среду почаще. Раньше брали гувернанток, которые с ним разговаривали на своем языке. Такое можно делать — и делают — в любом раннем возрасте. Это случается, например, в двуязычных семьях.

Другое дело — учить специально, водить на уроки. Здесь все зависит от режима занятий (перегружают его или нет — ведь вы это всегда можете увидеть) и еще от искусства учителя, его метода. Чем младше ребенок, тем больше с ним надо на языке играть, петь песенки, учить стишки. 

Теперь о нагрузке: вредит ли здоровью? Вопрос очень правильный. Мне приходилось сталкиваться с родителями детей разного возраста, которые были очень перегружены. В одном случае девочка, правда, постарше, была перегружена настолько, что перестала усваивать материал вообще: все выучит, а потом все забудет. Пришлось обращаться к невропатологу. А все потому, что усиленно готовились в престижную школу! 

Как узнать, перегружается ребенок или нет? Первый симптом — это нежелание учиться, нежелание ходить в эту секцию, в этот кружок. Правда, здесь могут быть две причины "нежелания". Первая — он не желает уже ничему учиться, устает и просто бастует. А вторая — он не хочет ходить на рисование, на музыку, потому что учитель плохой. Если хороший учитель, то ребенок не перегружается на этих занятиях, а живет там полной жизнью. Можно скучать и при этом перегружаться. Можно грызть карандаш, сосать палец — и перегружаться, быть перегруженным тоской. Когда ребенок живет полной жизнью, он счастлив, и работа идет легко. Надо смотреть на состояние вашего ребенка, эмоциональное состояние, и учитывать его.

Как развивать годовалого ребенка? [Беседа] 

Мама: Нашей дочери один год. Мы всегда берем ее в путешествие с нами. Мы думаем, что новые впечатления помогут ей всесторонне развиваться. Или мы слишком усердствуем?

Ю. Б.: Это очень формальное рассуждение — ребенку нужны впечатления. Как много он получит впечатлений от Парижа? Когда его поместили в отель, потом в ресторан, потом спать. 

Мама: Мы стараемся действовать в интересах ребенка: прогулки, детские музеи. Вчера мы гуляли по Нью-Йорку, были в парке и видели белок. Мне кажется, что даже годовалого ребенка это впечатляет.

Ю. Б.: Ну, а если бы малышка осталась в Москве, пошла в парк с бабушкой и увидела белку, думаете, она не получила бы такое же количество впечатлений? И потом, в разном возрасте дети видят разное. Мне рассказывала знакомая венгерка, что она много возила своего сына по разным странам Европы, а потом поняла, что до 15 лет ему все это было почти впустую. Только с 15 лет он начал понимать культуру страны, особенности языка. Поэтому о каких впечатлениях вы говорите?

Мама: Я, например, помню свое детство с 3 лет: поездка к морю, скалы, первый загар.

Ю. Б.: Да, стихия, море, горы — это производит впечатление именно потому, что до определенного возраста ребенок живет прежде всего ощущениями: нюхает, пробует на вкус, пересыпает, переливает, смотрит на картинку — разглядывает, погружается в воду — и получает от этого гамму впечатлений. А какой смысл для ребенка в улицах мегаполиса? Те же машины, те же здания, то же мельтешение. Годовалый ребенок живет больше видом и вкусом яблока, чем видом проезжающих машин. Она живет вашим голосом. "Дорогая, посмотри, какой у нас красивый папа", — она посмотрит на папу — и это в нее войдет.

Короче, стоит смотреть, что ваш ребенок может переварить, а что нет. Наши впечатления и впечатления ребенка — это ведь разные вселенные. Вы тревожитесь, что вы недодадите ребенку то, что вы хотите дать. Для только родившегося ребенка мир — это хаос звуков, вкусов, цветов, вещей, ощущений. Ему еще разбираться и разбираться с этим, не опережайте события.

Чем можно "загружать" ребенка в полтора года? [Беседа]

Мама: Моему сыну 1,5 года, я ему читаю умные сказки и рассказы, играю в интеллектуальные игры, а муж говорит, что я не должна мучить ребенка. Он прав?

Ю. Б.: А вы его хотите мучить?

Мама: Нет, конечно, но ребенку уже полтора года, мне рассказали про удивительную методику раннего чтения, и…

Ю. Б.: Ужасно, мне это трудно слушать! Это как раз и называется "тянуть за верхушку", вести себя как некоторые дети: посадят что-то в землю, а потом сразу же достают проверить — пустило ли зернышко корни? Пойте песенки, читайте сказки, живите с ним.

Мама: Я ему читаю книжки с обозначениями животных...

Ю. Б.: С обозначениями…

Мама: Я ему читаю, он повторяет за мной слоги.

Ю. Б.: Очень хорошо, то есть он учится говорить?

Мама: Если я этого не делаю, то на следующий день он забывает. Стоит ли эти занятия продолжать, тратить на это время?

Ю. Б.: "Тратить на это время"? Такая формулировка звучит очень странно. Живите с ребенком, говорите с ним, показывайте ему мир. Но не заставляйте учить слоги, не занимайтесь, сжав зубы и "тратя время". Важна тональность, в который вы проводите время с ребенком. Хорошо, если ему и вам радостно. Во время гуляния у некоторых мам вдруг возникает задание-цель: "построй снежную бабу", "научись лазать по лесенке". А ребенку интересно другое: горка или голубь.