Все, что нужно для счастья

Дети в интернете: колонка писателя и футуролога Алексея Андреева

Алексей Андреев — о том, как родителям подготовить детей к самостоятельному плаванию в глубинах Всемирной сети.

Family Times Family Times
Иллюстрация: Юлия Евстратова

Как-то один известный дизайнер написал у себя в блоге, что детям нужно выдавать все гаджеты без исключения — смартфоны, планшеты, ноуты, — а главной воспитательной мерой в этом деле является расписание: "настроить лимиты по времени, по контенту, по расходам, поставить родительские контроли". Дизайнер этот славится эпатажными заявлениями, но в данном случае он лишь размножил старый маркетинговый миф. Чтобы было понятно, давайте вместо "гаджета" поставим "автомобиль". Вы разрешите своему ребенку в возрасте 5-10 лет самостоятельно водить автомобиль по городу — при условии, что там настроен лимит бензина и подушка безопасности? Наверное, все-таки нет.

Конечно, использование интернета несравнимо с травматичностью езды на машине. В чем же опасность? Тут опять выскакивают модные мифы: про порнографию, про "взрослые темы"... Кажется, если все это тщательно отфильтровать, все будет нормально? Однако проблема не в том, что дает ребенку Интернет, — а в том, чего он НЕ дает. И лучше всего знают об этом как раз те люди, которые создают модные гаджеты и интернет-сервисы. 

В 2011 году газета The New York Times рассказала о необычной школе, куда отдают своих детей сотрудники Google, Apple, eBay, Hewlett-Packard и других IT-компаний Кремниевой долины. В этой школе запрещены компьютеры, главными инструментами там являются карандаши и бумага, глина и швейные иголки. Основной принцип обучения — решение творческих задач своими руками. Потому что развивающемуся мозгу необходимо движение, активное освоение окружающей среды всеми органами чувств, всеми сенсорными системами. А у ребенка, часами сидящего со смартфоном, не работает ни крупная моторика, ни мелкая. Ну, разве что совсем мелкая: один палец чуть-чуть движется среди плоских картинок на маленьком экране. В остальном — изоляция от реальности, плавно переходящая в конфликт с реальностью.

Но постойте, скажут фанаты хайтека, ведь интернет помогает в обучении! Верно. И автомобиль предназначен не только для того, чтобы давить пешеходов, от него тоже польза есть. Но только для тех, кто умеет водить и знает ПДД. А что нужно для грамотного вождения в интернете? Да хотя бы уметь читать. Кто там сказал: "Мой уже в 4 года..."? Ой, бросьте. Большинство современных детей не могут бегло читать даже в 7 лет. А в интернете нужно читать более специфические вещи: адреса, сокращения, предупреждения. Часто на английском. Кто этого не умеет, тот подобен человеку, который едет на автомобиле, не замечая дорожных знаков и ориентируясь только на яркие пятна рекламы. Именно так ведут себя дети в интернете. Поэтому никакой гаджет с интернетом просто не нужен ребенку до 10 лет. Он ничего не дает, но многое забирает.

На этом этапе самое трудное — борьба с окружающими идиотами. Ведь другие родители, обработанные рекламой, подсаживают своих детей на смартфоны аж с детского сада. И ваш, видя это, тоже будет просить. Что ему ответить? Лучшее средство от чужого культа — собственный культ. "А ты покажи им свой металлоискатель — и серебряную монету, которую ты нашел. Вот увидишь, твои одноклассники сразу побегут выпрашивать у родителей металлоискатели!" 

Правда, ребенку будет непросто бороться с толпой "зомби" в одиночку. Поэтому родители должны сами поддерживать альтернативные хобби или искать детям кружки по интересам. Мне вот пришлось побегать в поисках курсов кройки и шитья. Зато потом дочка с подружкой устроили отличный антикульт: обшивали своих кукол, делали для них маленькие рюкзачки и учебники и приносили в школу, вызывая восторг и зависть одноклассниц.

Ну хорошо, вот подошел возраст, когда ребенок вроде бы может использовать интернет осознанно. Выдаем ему смартфон? Давайте-ка вернемся к автомобилю: прямо так и дадите ключи? Нет, надо бы сначала научить водить.