Все, что нужно для счастья

Как гаджеты влияют на здоровье и развитие детей: рассказывает врач-невролог

Новое поколение людей растет в цифровую эру. Зависимость детей от электронных устройств вызывает обеспокоенность у Всемирной Организации Здравоохранения и у родителей. Чем же опасны гаджеты для здоровья детей, выясняем у врача- невролога Клинического госпиталя "Авиценна" ГК "Мать и дитя" в Новосибирске Елены Евгеньевны Ермоленко.

Family Times Family Times
Фото: Vostock-Photo; Pexels / Julia M Cameron

Правда ли, что гаджеты нарушают процессы развития ребенка?

Вы знаете, наблюдая современных детей на приеме, я сделала вывод, что гаджеты — самое большое зло, которое может дать взрослый ребенку. Сегодня вся семья (и родители, и дети) "сидят" каждый в своем гаджете. Но если мозг и психика взрослого уже сформированы, то у ребенка все активно развивается, и это очень тонкий процесс. На предостережения врача многие родители начинают не без гордости доказывать, что их ребенок к трем годам обучился с помощью приложений и мультиков так, что обогнал по развитию своего родителя. Это печально, и, к сожалению, такое "развитие" обернется необратимыми последствиями для мозга, который именно в раннем детстве программирует свои "мощности" на всю оставшуюся жизнь.

Дело в том, что для гармоничного развития ребенка младшего возраста важно формирование пространственного интеллекта. Мы используем три координаты: глубину, высоту и ширину. А в гаджетах водят пальцем по плоскому экрану, то есть ребенку не понятно, что есть третья грань. Вспомните, когда появился телевизор, дети заглядывали за него, искали там Хрюшу и Степашку и не верили своим глазам. Детский мозг оперирует глубиной, а значит, герои должны были сидеть за телевизором. 

В процессе формирования пространственного интеллекта стимулируется очень важная для процесса мышления теменная доля, в которой идет накопление информации от органов чувств. Ребенок познает мир (и развивает свой мозг), исследуя его кончиками пальцев, — он берет игрушку и многократно кидает ее на пол. Нет, он не издевается над родителями, он пытается понять основные законы этого мира. Он все пробует на вкус, прощупывает руками текстуру поверхностей, температуру и вес предметов. Пробует разобрать, сломать, шагнуть, упасть и прыгнуть. Изучает — больно, горячо, колюче, сладко и прочие важные параметры окружающего мира.

Полученная им информация насыщает первый функциональный блок. В мозге ребенка накапливается опыт от экспериментов с физическим миром. Шумно, быстро, медленно. Ага! На тысячный раз он понимает: "Да, закон работает". Хороший родитель должен помогать с интерпретацией этих ощущений, стимулировать встречу с ними. Лужа — мокрая. Как это? Потрогай, узнай. 

У всех детей до 5-7 лет доминирует правое полушарие. Недополученные ощущения, несобранная сенсорная информация от объектов реального мира обязательно негативно скажутся на его общем развитии. За счет гиперстимуляции от гаджетов возникает диссонанс в правом полушарии, который почти всегда приводит к невротическим реакциям.

А как насчет участия гаджетов в развитии речевых навыков?

Тут опять же мой опыт говорит, что эффект зачастую обратный. Мамы сегодня много говорят по телефону, живут в наушниках, решают рабочие или бытовые проблемы с ребенком на руках. Кажется, что так малыш быстрее заговорит. Однако у него развивается привыкание к речи, как к постороннему шуму. Мозг умеет концентрировать внимание и рассеивать. Игнорировать — это тоже развивающийся навык. Такой речевой фон — не общение посредством речи, а вид социальной депривации (лишения, избегания). Какой прогноз у этого? Ожидайте бумеранга — игнорирования. Так, родители жалуются: "Он меня совсем не слышит, не слушается". Или возникают сложные речевые расстройства: дисфазии развития. Важно общаться с малышом вживую согласно ситуации, возрасту, развивая эмоциональный интеллект. 

Какой должен быть режим пользования устройствами, чтобы это не вредило нервной системе и зрению ребенка?

Детям до трех лет не рекомендуется вообще проводить время перед экраном. Ребенок старшего возраста не должен смотреть телевизор более двух часов в сутки. Общая продолжительность просмотра мультфильмов для детей от 3 до 7 лет составляет не более 40–50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более двух часов в день. В идеале смотреть подряд 20 минут и делать перерыв один час, но это тотально не соблюдается. Следите, чтобы непрерывная нагрузка хотя бы не превышала часа.

Что касается заботы о зрении, то расстояние до телевизора должно быть не менее двух метров или не менее пяти диагоналей. Не стоит смотреть телевизор в полной темноте — включайте дополнительное освещение для уменьшения светового контраста. Экран не должен бликовать и в нем не должны отражаться лампы, окна, другие яркие предметы. Также не рекомендую смотреть телевизор под углом.

Детям обязательно гулять на свежем воздухе по два часа в день. Свет, ветер, дождь и снег, а также физические нагрузки на прогулке — в ответ на все эти воздействия организм выдает яркую вегетативную реакцию: слезотечение, сужение или расширение зрачков и прочее. Это лучший тренажер, который поможет сохранить зрение. 

"Побочные эффекты" гаджетов: 

  • У детей формируется выраженный наклон головы вперед (сглаживается шейный лордоз). Это приводит к болям в шее и голове, головокружению.
  • Треть детей едят с планшетом — не видят пищу и не ощущают ее вкус. Это чревато проблемами с желудочно-кишечным трактом и расстройством пищевого поведения.
  • Компьютерные игры — частые причины детских страхов. Последствия — тревожность, нарушения сна, заикание.
  • У детей фаза медленного сна занимает до 50% от общей продолжительности сна, у взрослых 5-10%. В эту фазу формируется долгосрочная память. После недозированного применения гаджетов мозг не способен перейти в фазу медленного сна, идет сбой.