Метод STEAM: вдохновляем ребенка исследовать мир вместо заучивания скучных формул
Популяризатор наук Таня Медведева делится лайфхаками на злободневную тему.
Весна 1998 года, мне 6 лет. Комната залита теплым светом, в котором танцуют пылинки. Я провожу свои первые опыты. У меня нет сегодняшних навороченных наборов с научными экспериментами, но есть маленький стульчик (мой лабораторный стол), камни из бабушкиной коллекции (она геолог), вода и огромный интерес. Тогда были сделаны важные наблюдения: если камни намочить, они потемнеют, но потом они высохнут и снова станут светлыми.
Весна 2008 года. Я участвую в Турнире юных физиков. Командам предлагают исследовать несколько физических феноменов: сформулировать гипотезы, придумать и провести эксперименты, сделать отчет и выступить с ним со сцены. У каждой команды есть менторы — студенты и профессора университета. Я еще не знаю о том, что скоро рассказывать о науке со сцены будет для меня привычным делом.
Весна 2018 года. Я забегаю на раф в любимую кофейню на Трубной и знакомлюсь с Анной, мамой семилетнего Егора. На тот момент я уже много лет преподаю науки на русском и английском, в основном — абитуриентам, которые хотят поступить в британские школы и вузы. Анна как раз ищет учителя, который мог бы вдохновить ребенка заниматься наукой. У меня еще нет готового рецепта, и я начинаю изучать зарубежные программы.
Так я встречаюсь со STEAM, самым передовым на сегодняшний день методом, который уже около 20 лет практикуют в школах по всему миру — в США, Великобритании, Индии, Сингапуре, Австралии, западноевропейских странах. Эту систему образования, как оказалось, я интуитивно пыталась применять в раннем детстве. Я тогда еще не знала, что именно STEAM станет центром моей педагогической карьеры, а также ляжет в основу моих книг про науку для детей.
Но что же такое STEAM? Это смесь наук (science), технологии (technology), инженерного дела (engineering), искусства (art) и математики (math). Элегантная и простая концепция, которая скрывается за этой аббревиатурой, включает несколько важных идей, среди которых и междисциплинарный подход, и критическое мышление, и креативность. А главное — дети превращаются в настоящих научных детективов! Чтобы найти ответы на вопросы, они проводят эксперименты, создают научные и инженерные проекты, обращая внимание и на творческое их оформление. А еще учатся работать в команде и рассказывать о своих научных открытиях.
И оказывается, что наука — это невероятно захватывающее и зачастую веселое занятие. Иногда даже слишком веселое. Во время одного из моих мастер-классов в английской частной школе мы с детьми изучали строение и извержение вулкана. Во время раскрашивания конуса вулкана ситуация вышла из-под контроля и несколько детей начали бросать друг в друга красками. Брызги, смех, а потом коллективное отмывание в раковине. Зато строение вулкана запомнится детям (и мне тоже!) надолго.
Часто мне задают вопрос: "А когда стоит начинать заниматься науками?" Мое мнение — чем раньше, тем лучше. Даже малыши четырех лет с удовольствием выполняют задания. Важно ухватить момент, когда ребенок еще не вырос из стадии "почемучки" и задает огромное количество очень крутых вопросов. Подруга иногда присылает мне видео с вопросами своего сына. Вот вы, например, давно задумывались, "почему стебель цветка искривляется в стакане?", "почему цветная капуста — белая?", "почему лед не тонет?" Часто именно дети подмечают удивительное вокруг нас, поэтому так важно поддерживать и развивать их природное любопытство.
STEAM можно применять уже с малышами самостоятельно — это приблизит ваших детей к самым ярким и амбициозным целям и просто поспособствует гармоничному развитию. Как нас учили в школе? По стандартной программе, по откровенно нудным учебникам. Но что если изменить направление и спросить у ребенка: а что бы ты хотел узнать сегодня? Важный инструмент на начальном этапе — ментальные карты. Что интересует вашего юного исследователя сейчас? Берем большой лист бумаги и в центре пишем, например, "динозавры". Предлагаем ребенку записать как минимум десять слов-ассоциаций. Проговариваем различные взаимосвязи с этими словами. Неправильных ответов здесь нет!
Например, динозавры могут ассоциироваться с птицами — их ближайшими современными родственниками, а значит, и с теорией эволюции Дарвина, а еще — с фильмом "Парк Юрского периода" и спецэффектами. Возможно, ребенку станет любопытно, почему вымерли динозавры. На нашей ментальной карте появятся новые записи — "извержение вулкана", "метеорит", "ледниковый период". Вместо слов можно использовать рисунки, распечатанные картинки, наклейки, фигурки.
Вот перед нами схема, состоящая из разных картинок и слов. Для лучшей визуализации процесса обучения я предпочитаю использовать канбан. Эту японскую технологию внедрили в компании Toyota в 60-е. Канбан — доска, разделенная на три части: to do (то, что нужно сделать), doing (то, что делается сейчас), done (то, что уже сделано).
Как ее применять? Переписываем отдельные слова на стикеры и наклеиваем их в подходящую часть канбана. По мере изучения тем стикеры постепенно перемещаются в правый столбик — "сделано". После того, как стикеры заняли свои места, выбираем тему недели. Собираем информацию: ищем ключевые слова, персон, которые связаны с этим понятием, используем разные источники — интернет, статьи, книги, интервью. Идем в музей, парк, планетарий.
Например, тема недели — вулканы. Своим ученикам я предлагаю такие активности: найти самые большие вулканы на карте, изучить строение вулкана, раскрасив схему и слепив вулкан из пластилина или теста, посмотреть видео извержений вулкана или интервью с вулканологом, подготовить небольшое выступление для друзей и, конечно, запустить свой собственный химический вулкан! У кого получится самое эффектное извержение?
Попробуйте STEAM с детьми — вы удивитесь тому, как они вовлекаются в процесс, насколько лучше усваивают новые сведения и навыки, как разгорается их природный огонь любознательности, ведь наука и — это не набор формул, а самый захватывающий способ познавать мир вокруг нас, влиять на него и оберегать.