Надо, чтобы ребенок кайфанул: выбираем идеальную школу с педагогом и писателем Димой Зицером
Наступает второе полугодие, а это значит, что самое время выбирать школу для детей, которые пойдут в 1-й класс в сентябре следующего года. Тонкостями этого процесса с Family Times поделился известный педагог, писатель, основатель частной школы "Апельсин" в Санкт-Петербурге Дима Зицер (@dimazicer).
Говоря о выборе школы, задам вопрос: как, например, вы выбираете одежду? Пощупаете ткань, примерите? Со школой примерно так же. А лучше, еще более ответственно и погруженно. Для начала возьмите листок бумаги и напишите список того, к чему вы готовы, а к чему нет. Например, вы готовы, чтобы на вашего ребенка повышали голос? Да или нет? Вы готовы, чтобы ему приказывали выполнять чужую волю без объяснения этой воли? И так далее. Для начала нужно понять, что вы с вашим ребенком ищете. А дальше надо ходить, смотреть, разговаривать, наблюдать. Поговорите с учителем, с родителями, ведущими первоклашек из школы, со старшеклассниками. И решение, безусловно, принимайте совместно с ребенком, учитывая его мнение.
Образ человека, принимающего ребенка в школе, очень важен. Не случайно все помнят своего первого учителя. Потому что этот человек не просто "мост" со школой, он единственный, кто может сделать так, чтобы мне было зачем в эту школу "тащиться". Не только 1 сентября, а все остальные дни. Зачастую, кстати, авторитет учителя начальной школы выше авторитета родителей. Уровень доверия у детей изначально очень высок.
Какие вопросы задать учителю? Тут все просто. Как вы себе выбираете друзей? Как обычно, поболтали за кофейком, послушали, как человек формулирует мысль. Не заносчив ли, не агрессивен ли, насколько он живой, учитывает ли, что дети меняются год от года. Насколько он чуткий и действительно ли понимает, что главное — не тюремная дисциплина, а то, как интересно человеку должно быть каждый день приходить в школу. И знает ли учитель, как не испортить эту радость через неделю, как это часто бывает, к сожалению.
Что важнее всего в первом классе?
Только одно — положительное впечатление. Все остальное — технические инструменты для этого. Не случайно в законодательстве РФ прописано, что в первом классе не должно быть домашних заданий. Если у вас они задаются, это проблема. Также в первом классе не ставятся оценки. Если в вашей школе оценки в первый год есть, это, во-первых, нарушение федерального закона, а во-вторых, замена радости учения на соревнование.
Ведь что такое оценка? Это когда ты учишься складывать 2+2 не потому, что это круто и можно увидеть, что на этом половина мира стоит, а для того, чтобы у Марьи Ивановны возникло хорошее ощущение по отношению к тебе. Это в корне неправильно!
Главное, на что родителям нужно обращать внимание, — чтобы ребенок с удовольствием бежал в школу. Как и в любые другие периоды, маме и папе нужно быть на стороне своего ребенка и всячески его поддерживать. Не по принципу: "Потерпи, это всего на 11 лет", а по принципу: "Устал — отдохни", "Если тебе что-то непонятно, ты всегда можешь обратиться к нам за помощью" и "Да, мы всегда будем на твоей стороне".
Как воспитать у ребенка независимость от оценок?
Главное, чтобы дома зависимость от оценок была сведена к минимуму. Чтобы не было оценочности вроде "ты плохая девочка", "ты плохой мальчик", "это никуда не годится". Выбирайте школу помягче, но если учитель не может обойтись без оценок в начальной школе, то это проблема учителя. Если на уровне первого, второго, третьего класса учитель говорит: "Как без оценок дать обратную связь?", я всегда недоумеваю. В смысле как? А как мы в отношениях друг с другом это понимаем? Мы общаемся, говорим: "Дружище, здесь ты мог бы получше сделать", "Посмотри, вчера эта ситуация разрешилась, а сегодня нет".
Если учитель осознает этот удивительный образовательный процесс, то большинство учителей понимает, что ученье не есть дрессировка, а оценки — это всегда срезание угла в сторону дрессировки. Давай я его расстрою этой двойкой и он мне выдаст мотивацию. А может, иначе мотивировать, если ты профессионал?
Почему большинство учителей начальных классов — женщины?
Во-первых, к сожалению, нет общественного мнения о том, что учитель — это профессия самореализации. А ведь эта профессия удивительная — творческая, сродни артисту, художнику. Я строю живой материал, и это всегда спектакль, публичное деяние.
Второй аргумент — низкая зарплата учителей начальных классов. А еще такое у многих мнение, что вот подрастет ребенок и с ним будет о чем пообщаться, а пока он палочки в тетрадях пишет, это полная чепуха. Мне кажется, это не верно.
Я не раз говорил, что готов канонизировать учителей начальных классов. Многие из нас могут провести блистательный урок физики или химии, а ты вот попробуй, чтобы у человека рука встала и он не потерял удовольствие от письма. Попробуй сделать так, чтобы человек реально кайфанул от того, что он складывает цифры и у него что-то получается. Попробуй сам к этому отнестись так, что это не механическая чепуха для чего-то в далеком будущем. И, надо признать, в этом плане женщины справляются куда лучше мужчин. Уж извините за такой сексистский подход, мне обычно не свойственный.
Как развить в ребенке самостоятельность и мотивацию к учебе?
Это очень просто. Ребенок рождается с тягой к учебе. До школы он только и делает, что учится. Учится ходить, есть, рисовать, строгать, выражать себя разными способами, взаимодействовать с миром. Следовательно, просто не надо убивать это умение. Зачастую сначала ребенку обломают этот интерес, а потом приходят ко мне или к кому-то другому с вопросом, как мотивировать его учиться. Ребята, вы зачем это убивали? И не думайте, что школа точно знает, что нужно детям. Это не так! Следите за учебным процессом, участвуйте в нем.
Что касается самостоятельности, то тут могу посоветовать всем одно: не торопитесь. Насладитесь этим периодом, когда мы нужны нашим детям. Не торопитесь их отталкивать, говоря, что ты не самостоятельный. Это точно придет — в 97% случаев люди становятся самостоятельными. Как человек учится всему? Наблюдая и повторяя. Наблюдаем самостоятельные суждения-поступки и пробуем-пробуем-пробуем при поддержке любимых родителей.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Никак. Вообще-то читающих родителей сейчас очень мало. В этом самом смысле, когда пришел с работы, взял с полки любимую книгу, отложил все дела и сижу читаю. Такое редко бывает. Если же такое в вашей семье происходит, не волнуйтесь, эта модель войдет в поведение ребенка, как и все остальные увиденные им модели. Все, что из-под палки, как мы знаем, плохо заканчивается, поэтому этим путем я бы не шел, это всегда вызывает сопротивление. "Даже если книга хорошая, то все равно читать не буду, так у меня было столкновение с мамой и папой. Покажу им, кто главный в семье". Третье, все воспоминания, как мы читали запоем 30 лет назад, недорогого стоят, так как тогда конкуренции практически не было. Да, мы читали, а что еще делать было, разве что с гаражей прыгать?
Сейчас конкуренция у книг огромная. И не стоит ретроградно заявлять, что все новое — это плохо. Мне кажется, все, что появилось за последнее время, очень интересное, яркое, прекрасное, и внутри этого заложено многое из того, что мы называем интеллектуальной работой, чувственной и т.д. Да, включая некоторые видеоигры. Так что на эту тему я бы не "парился". Если у нас в доме есть культура чтения (лежа в кровати с айпадом не засчитывается), то ребенок ее скопирует. Видя читающих родителей, и в 3-4 года ребенок возьмет книгу и будет делать вид, что он читает, даже если не умеет.
Плохо ли, что ребенок не читает? Как практикующий учитель литературы скажу вам, что ничего страшного в этом нет. Разве люди становятся умнее, богаче, счастливее от чтения? Нет. Чтение — это просто еще один способ взаимодействия с действительностью. Очень мощный, врать не буду. Чтение позволяет поразмышлять о себе, о других и дарит мне еще один инструмент. Но и без книг люди живут. Если вам удалось сделать так, что с детства чтение станет одним из инструментов познания мира и себя, это здорово. Если нет, не казните себя, ничего страшного в этом нет.
Какие изменения ждут школу в будущем?
Я надеюсь, что главная перемена будет в том, что дети и родители осознают себя как заказчика образования. И это поменяет школу моментально. Когда семьи смогут ответить на вопрос: "Зачем нужна школа?" Ведь сейчас самый частый ответ: "Как зачем?"
А хорошо бы на этот вопрос ответить. И когда мы ответим, все подтянется. Когда родитель скажет: "Нет, я не готов, чтобы на моего ребенка повышали голос". Когда он скажет: "Нет, я не готов, чтобы школа была тем заведением, куда ребенок идет со слезами". Давайте вместе обсуждать, как сделать так, чтобы дети были счастливы и учителям было интересно. Вы удивитесь, но как раз все это записано в Законе об образовании. Я оптимист и думаю, что все к этому идет.