Как издатель медиа про образование развивает собственных детей: колонка Надежды Папудогло
Образование ребенка — повод для непрекращающихся дискуссий в обществе и вечной головной боли у родителей. Издатель проекта "Мел", эксперт в сфере развития детей и мама пятиклассника Надежда Папудогло рассказывает, какой путь выбрала для своего ребенка после десяти лет погружения в тему.
Скоро будет десять лет, как я занимаюсь темами детства, образования и воспитания, — почти столько же я работала главным редактором в "Меле". За эти десять лет я познакомилась с десятками и даже сотнями, что очень радостно, прекрасных людей и созданными ими проектами. Всех их объединяло одно — стремление сделать лучше мир детей и родителей, сделать так, чтобы образование из пустого слова превратилось в настоящее образование, чтобы дети учились и ходили в школу с удовольствием и радостью, чтобы учиться было интереснее и продуктивнее. Казалось, что мы движемся вперед.
Я ходила на конференции и брала интервью, я встречалась и помогала делать проекты, мы сами запускали на "Меле" разные проекты, включая "Карту учителей" и специальную рассылку для педагогов, где рассказывали о лучших учительских практиках, чтобы педагоги могли обмениваться опытом, просто дружить.
Мы много говорили об изъянах системы, о самой системе, о том, как она мешает работать талантливым педагогам, потому что настоящая педагогика — это творчество. Пытались искать пути компромиссов и договоров. Удивительно, местами все получалось, это давало силы и надежду двигаться вперед. Было удивительно видеть, как подхватывают идеи чиновники, которые тоже видят изъяны, как они помогают, пусть точечно, но я верила и верю в теорию малых дел. Часто многое не выходило, винили систему, да, система ригидна всегда и везде, любая интерактивная доска и любой выпускник пединститута с горящим сердцем может сломаться о "Школу России", но виновата бывает не только она одна, поверьте.
Один раз я брала интервью у одного классного директора государственной школы (про государственную — это важное примечание, большая часть наших с вами детей учится именно в таких). Он рассказывал о простых и полезных вещах, которые можно сделать для детей в любой школе. Как перестроить урок, как научить детей вместе решать задачи, как просто изменить порядок столов в классе и на что это влияет. Мы вышли из эфирной студии, пошли по Пятницкой, и он вдруг говорит: "И знаете, Надя, кому больше всего не нравятся наши идеи? Родителям!" И рассказал, что родители, хотя им рассказывали, что, зачем и почему, требовали до последнего вернуть парты в привычном порядке, от отличников на первой до Камчатки.
Некоторые родители называют психологов "психолухами" и смеются над тем, что им советуют. Некоторые не заглядывают в учебники детей и не возмущаются языком, которым они написаны. Некоторые считают до сих пор, что только сильная воля, дисциплина и принуждение могут сделать ребенка неким "успешным учеником". Это кажется препятствием, но! Сейчас говорят, что родители очень сильно вмешиваются в школьную жизнь, стали "все знать" и диктуют педагогам, как жить, мешая им работать. Такое движение есть. Многие родители искренне пытаются разобраться в системе образования, помочь своим детям учиться с удовольствием, часто делают это слишком прямолинейно, но, если честно, я бы радовалась. Потому что при общей цели остается задача поиска компромисса, взаимного уважения, готовности говорить. Чтобы родительское собрание было не для обсуждения "моментиков дисциплины" и экскурсионных поездок.
Поэтому мы стали больше и больше рассказывать родителям о том, какой может и должна быть учеба в школе. Почему важно избавляться от наркотической зависимости от детских пятерок, как правильно мотивировать и что дистанционное образование — это не всегда зло. Я понимаю боль карантина, я тоже была там с ребенком, но зато те самые прогрессивные проекты много говорили о себе, отстраивали технологии и стали доступны любому ребенку, от Калининграда до Владивостока, и не по цене "Теслы" в космосе. Дистанционное сделало мир прозрачнее и проще, а глядя, как мой ребенок ловко занимается математикой на доске Miro, я вспоминаю некоторых из коллег, которые не могут победить Figma, отговариваясь: "Мы же не дизайнеры!"
Сейчас мой ребенок идет в пятый класс, то есть переходит из началки в среднюю школу. Он пойдет в самую обычную школу. Почему? Можно было бы напрячься, перевести его в другую школу. Но в шаговой доступности у меня только обычные школы, а возить его по часу в утренних пробках я не готова. Плюс я не уверена, что "школа, о которой хорошо отзываются" не окажется очередным пузырем, где весь прогресс существует для вида, а в итоге ребенку скажут: "Нам нужны только сильные ученики". А дальше всех, кто не выиграл хоть одну олимпиаду, не будут брать в расчет.
Кажется, это можно было бы назвать пессимизмом. Но нет, зато я верю в дополнительное образование, которым он занимается с удовольствием. Дополнительное качественное образование, которого вокруг стало так много, что глаза разбегаются, которое вобрало лучшие подходы, лучшие технологии, лучшие приемы и отношение. На кружке по математике (в Zoom) мой ребенок решает олимпиадные задачи (а из школы таскает тройки), с удовольствием ходит на кружок по чтению на английском (в Zoom), плавает с прекрасным тренером, а французским и вовсе занимается самостоятельно — решил выучить и учит понемногу. Я даже в этом не участвую. Он все сделал сам, нашел приложение (да, телефон не самый бесполезный предмет), взял тетрадку, ручки-карандаши и вперед.
Да, от родителя это требует немного усилий. Например, как выбрать эти занятия? У нас десятки маркетплейсов и агрегаторов бытовой техники, но нет ни одного нормального про детские занятия. Как быть? Идти по пути рекомендаций. Смотреть сайты и страницы, телеграм-каналы кружков и телеграм-каналы для родителей, которые рассказывают о хороших кружках. Хорошие много и открыто рассказывают о себе. Что еще я бы посоветовала? Брать тестовые занятия и слушать — как педагог общается с детьми, как реагируют дети. Что еще важно? Важен ваш личный пример. Например, посмотреть вечером не сериал, а вместе с ребенком классное и интересное — например, мы смотрим вместе выпуски "Редакция. Наука" Алексея Пивоварова (внесен Минюстом в список СМИ, исполняющих функции иностранного агента), YouTube Колмановского.
Показывать ребенку, как классно можно использовать телефон. Допустим, ночью попробовать распознать все звезды на небе с помощью приложения Star Walk. Еще одно популярное приложение по отслеживанию самолетов Flight Radar может стать поводом в игровой форме повторить географию (не будем же мы делать это по учебнику Плешакова). ДажеMinecraft — это повод поговорить. Где добывают алмазы, что такое алмаз, а что такое обсидиан. И так далее.
Я понимаю, что вы скажете сейчас. Зачем вы мучаете себя, зачем вы мучаете ребенка, заберите его на домашнее обучение. Но тут я пас, потому что я верю, что системная средняя школа полезна, я не смогу ее заменить и выстроить всю эту систему внутри. И, наверное, потому что я продолжаю верить в то, что есть школы, где детей не только принуждают к олимпиадам и высоким достижениям, а просто дают им возможность учиться и играть в коридорах. А остальное мы как-то сами подтянем.
О чем я мечтаю? Я мечтаю не о высоких технологиях в каждой школе (хотя высокоскоростной интернет точно нужен всем). Я мечтаю о том, что однажды общим приоритетом станут интересы ребенка. А дальше уже мы будем комбинировать технологии и подходы, интерактивные доски и уроки биологии в лесу, а послушный ребенок не будет считаться идеальным ребенком для школы. Потому что послушание и молчание первой парты — это не то, что должно происходить в школе