Все, что нужно для счастья

Марина Александрова и еще 5 медийных мам — о том, почему для них так важно помогать нуждающимся

Героини нашего проекта "Добрые дела" рассказывают, каким благотворительным фондам они помогают и как к этому пришли.

Family Times Family Times
Фото здесь и далее: Legion-Media, личный архив героинь, Ксения Плотникова, Ольга Павлова

Марина Александрова, актриса, попечитель фонда "Галчонок" 

Где-то после института я узнала, что такое настоящая благотворительность и как люди могут тратить силы, деньги, время на помощь другим. Я познакомилась с Нютой Федермессер и фондом помощи хосписам "Вера", а после с Верой Васильевной Миллионщиковой, основательницей Первого московского хосписа. И увидела, что есть такие удивительные люди. С тех пор я помогала фондам "Вера" и "Подари жизнь". 

Помощь другим — неотъемлемая часть нашей жизни. В Японии, например, один из главных принципов "помоги соседу и сосед поможет тебе". В обществе не может стоять вопрос "заниматься или не заниматься благотворительностью". Если у тебя есть возможность принести пользу, сделать хоть что-то ценное, важно это делать. 

Однажды на вручении кинопремии "Ника" ко мне подошла Юля Пересильд и пригласила присоединиться к благотворительному спектаклю "Стиховарение", который Юля поставила сама (все средства от продаж билетов идут на помощь фонду "Галчонок"). Я ни секунды не сомневаясь, с большой радостью согласилась, но про фонд знала очень мало. И уже в театре я познакомилась с подопечными, с семьями и детьми. Юля подробно рассказала о том, какую важную работу делает "Галчонок": вот уже 10 лет фонд поддерживает
детей и молодых людей с органическими поражениями центральной нервной системы. Меня очень вдохновила искренняя включенность Юли Пересильд, а также других ребят, которые помогают. После я приняла участие в Галафесте — это инклюзивный фестиваль, который фонд устраивает каждый год. С тех пор "Галчонок" стал мне очень близок.  

Когда мы с моими детьми впервые пришли на Галафест, я увидела, как живо они участвовали во всем, как играли с другими детьми, спрашивали про подопечных, были готовы помочь, если нужно. Ведь работа фонда адресована очень разным детям — с ДЦП, различными неврологическими нарушениями. И для меня это очень ценно. 

Конечно, благотворительность начинается внутри семьи. Я стараюсь обо всем говорить со своими детьми и призываю других родителей не пугаться сложных тем. Начинать разговаривать об этом, показывать, что бывают разные ситуации, разные люди, и что им бывает нужна помощь, лучше как можно раньше. Здорово, что сейчас проходит много благотворительных мероприятий, фестивалей, есть спектакли, ярмарки, аукционы. Дети в принципе лучше всему учатся через игру. Поэтому и посвящать в благотворительность их лучше в игровом формате. Если тема толерантности, принятия, помощи, сочувствия в принципе существует в семье, то и дети, конечно, будут проявлять эти черты, будут учиться у своих родителей этому, будут расти более открытыми, эмпатичными и щедрыми людьми.

Елизавета Арзамасова, актриса, член попечительского совета фонда "Старость в радость"

Впервые я поучаствовала в благотворительном мероприятии, когда мне было 11 лет. Мы тогда приехали в детское онкологическое отделение. Детки хотели видеть артистов из любимого сериала "Папины дочки". Сказать, что у меня был стресс после этой встречи, — ничего не сказать. Но это была встряска, очень правильно повлиявшая на мое взросление и отношение к жизни. 

Тема одинокой старости — одна из самых пронзительных. В домах престарелых находятся не какие-то маргинальные люди, там в буквальном смысле — мы с вами. Такие же благополучные когда-то, с интересной работой, семьями, с нормальной такой обычной жизнью, в которой однажды что-то пошло не так. Болезни, несчастные случаи, умершие родственники, не сложившиеся отношения с детьми. Да мало ли что... Жизнь непредсказуема.

Когда 6 лет назад мне предложили стать попечителем фонда "Старость в радость", я встретилась с директором фонда Лизой Олескиной. Она начинала 11 лет назад со студенческой поездки с подругами в далекий дом престарелых с баяном в руках. А на сегодняшний день фонд — большая организация, в попечении которого больше 200 домов в 30 регионах страны.

В предновогодние дни каждый может стать дистанционным Дедом Морозом, подарив праздник и накрыв новогодний стол для пожилых людей и инвалидов. Сбор средств — на сайте starikam.org

Алена Хмельницкая,актриса, соучредитель фонда помощи детям со СМА "Звезда на ладошке"

Я рано столкнулась с темой благотворительности благодаря однокурснику Гоше Куценко, который еще в студенчестве начал помогать — и детям, и взрослым с ДЦП. У Гоши два своих фонда "Шаг вместе" и "Жизнь с ДЦП". Мой фонд "Звезда на ладошке" начался два года назад со звонка подруги, режиссера Александры Франк, она рассказала про мальчика Леню Ямковского из Астрахани с диагнозом СМА. Мы познакомились с его чудесной семьей и поняли, что соберем эту безумную сумму в 2 миллиона долларов, чего бы нам это ни стоило. И собрали. Привлекли актеров, соцсети, нам очень помог Первый канал и фонд Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт".

СМА, то есть спинальная мышечная атрофия — это редкое генетическое заболевание, оно поражает двигательные нейроны спинного мозга и приводит к нарастающей мышечной слабости. Детей с этим диагнозом еще называют смайлики. Бывают разные типы СМА. СМА 1 типа возникает с 6 месяцев и он самый коварный, ребенок может перестать двигаться и даже дышать. На любой сбор всегда очень мало времени, это гонка на выживание. До того, как появились лекарства, многие дети со СМА 1 типа не доживали до двух лет. Для лечения СМА есть два препарата, которые нужно принимать всю жизнь, а вот уникальный препарат "Золгенсма" нужно ввести только один раз, и он остановит течение болезни. Это лекарство уже попало в Книгу рекордов Гиннеса как самое дорогое в мире — один укол стоит 121 млн. рублей. Некоторые дети уже получают этот укол бесплатно от государства и от фонда "Круг добра". Но большинству детей без помощи благотворителей не справиться. 

Наталья Игнашевич, журналист, попечитель фонда "Нужна помощь"

Я всегда знала, что хочу помогать людям в сложной жизненной ситуации, но не очень понимала, как правильно это делать. Когда узнала, что Митя Алешковский (ныне внесен Минюстoм РФ в реестр инoагентoв — Прим. ред.) собирается открывать свой фонд, поняла, что мне близки ценности, которые он озвучивает.

После Чемпионата мира по футболу-2018, когда популярность футбола резко подскочила, все как-то само сложилось: мы поняли, что нужно устраивать футбольный турнир по принципу волонтерского фандрайзинга. Идея его в том, что каждый участник турнира просит своих друзей поддержать его участие и перевести в фонд небольшую сумму. Таким образом вклад в турнир делает огромное количество людей. И каждый игрок чувствует поддержку и видит не только спортивный интерес, но и важность выхода на поле. 

Правила были означены следующие: присоединиться к проекту "Меняй игр" можно на сайте сhangethegame.ru. Чтобы попасть на турнир, нужно выбрать социальную проблему, которой будет помогать команда, а дальше — зарегистрировать саму команду. Регистрация команд проходит в два этапа. В самой команде может быть 6 человек и 8 запасных. 32 мужских команды и 16 женских, которые быстрее остальных закроют первое благотворительное задание, попадают автоматически в чемпионат и вылететь могут только по результатам групповых игр.

Своим детям мы ничего не навязываем, не читаем лекции о том, что нужно быть хорошими, но дети интересуются, чем занимаются родители, вникают в суть вопроса, и в какой-то момент ты с удивлением замечаешь, что дети начинают разделять твои ценности. Желание менять мир к лучшему начинается с сортировки мусора, отказа от сверхпотребления и продолжается во многих других аспектах. В отношении к одноклассникам, помощи учителю, готовности делиться тем, что у тебя есть. Помню, мы приехали из Камбоджи, рассказали детям, что там за жизнь, и предложили им отправить часть своих игрушек сыновьям нашего гида. И были очень рады, когда увидели, какую гору они собрали, причем среди игрушек были самые любимые, с которыми было непросто расставаться. 

Маша Рупасова, писатель, идеолог программы "Травли.Net" благотворительной организации "Журавлик"

В благотворительность я пришла около 20 лет назад под влиянием Елизаветы Олескиной ("Старость в радость") и Ольги Журавской ("Журавлик"). Я очень любила "полевую работу" — организовать людей, собрать новогодние подарки для старушек или вещи для погорельцев, но сейчас живу за границей, поэтому помогаю контентом и деньгами. У меня с десяток ежемесячных подписок на донаты разным российским фондам. 

"Журавлик" занимается инклюзией и темой травли в российских школах, его специалисты бесплатно оказывают первичную поддержку семьям, столкнувшимся с травлей. zhuravlik.org/travlya.php. Меня приглашают придумывать контент для проекта Травли.Net. Так я поучаствовала в создании информационного мультика о травле, для младшей школы мы сделали игру, разъясняющую основные понятия буллинга. Сейчас пишу сценарии для обучающих видеороликов. 

С 10 лет я планировала вовлекать в волонтерскую работу сына, но вмешался ковид, так что волонтерство мы начали с уборки леса — 2-3 раза в неделю собирали мусор вдоль тропинок. Очень надеюсь, что сын будет разделять мои ценности, связанные с благотворительностью. 

Ольга Павлова, фотограф, автор проекта "Химия была, но мы расстались"

Два года назад на меня буквально свалились истории женщин, которые болеют раком и от которых при этом уходят мужья. Меня саму 20 лет назад уволили с работы, но я была уверена, что в XXI веке такое невозможно. Оказалось, что многие женщины скрывают от семьи диагноз и уезжают лечиться, cказав, что едут отдыхать. В нашем обществе до сих пор существует стигматизация этого диагноза и болезни. Больной — значит слабый. Люди, болеющие раком, подвергаются дискриминации и нуждаются в поддержке. Женщины — особенно. Так появился фотопроект "Химия была, но мы расстались" и его 40 участниц.

Для женщин — это не просто съемки, а фототерапия, психотерапия. Все героини расцветали, преображались за час съемки. Сначала в студию входит человек, голова в плечи, взгляд напуганный, а выходит цветущая, улыбающаяся красотка. Все наши героини живут каждым днем, у них очень полноценная и насыщенная жизнь. Нужно бороться со стереотипами, не нужно думать, что болеть — стыдно, нужно жить свою жизнь. 

Выставку проекта мы провели в Москве на станции метро "Каширская", а затем на ВДНХ.