Все, что нужно для счастья

Пианист Юрий Розум о том, как привить детям любовь к музыке

На вопросы, волнующие многих родителей, отвечает заслуженный пианист, народный артист России Юрий Александрович Розум.

журнал "Мать и дитя", соцсети

Юрий Александрович, в каком возрасте начинать обучать ребенка музыке и как выбирать школу?

Хороший возраст для знакомства с инструментом — 5 лет, а с музыкой— с первых дней жизни. При выборе школы я бы ориентировался, главным образом, на обстановку и эмоциональный фон учебного заведения. Опыт работы нашей Школы искусств в подмосковной Загорянке (там учатся 1300 человек не только музыке, но и кинематографии, хореографии, живописи и т.д.) показывает, что в красиво оборудованных классах с хорошими инструментами и преданными своему делу педагогами, ребенку всегда интересно. Важен творческий подход — дети это чувствуют.
Музыка — это живой разговор, это речь. Педагог учит слушать, как она "говорит", как строится фраза, где будут акценты, как она выражает мир внутренний и внешний. Важно развивать, прежде всего, уши, а не пальцы.

В рамках фестивальной программы "Международного благотворительного фонда Юрия Розума" (rozumfund.com) я исколесил всю Россию с концертами, мастер-классами для педагогов и творческими встречами со слушателями и родителями детей. Мне очень часто в разных уголках России жалуются, что ребенок хотел заниматься в музыкальной школе, но рядом сидел учитель и бил по пальцам линейкой. В связи с этим меня давно терзает вопрос: откуда в музыкальных школах столько линеек? Что они измеряют? Нужно ввести официальный запрет на линейки в музыкальных школах, так как это ничему не учит и вызывает отвращение к предмету.

В моем детстве не было линейки, но моя "предпервая" учительница (потому что к по-настоящему "первой" мне посчастливилось попасть позже) на подготовительном отделении Гнесинской музыкальной школы муштровала меня и заставляла месяцами шлифовать гаммы. К семи годам я возненавидел фортепиано и твердо решил бросить. Но мне повезло встретить гениальную Анну Даниловну Артоболевскую, которая умела растопить сердца и во всех без исключения пробудить любовь к музыке. "Аннушка" на первой же встрече раскрыла мне мир — дала играть десять инвенций Баха, концерт Гайдна, сонатины Клементи. Она мне,ребенку, который весь последний год не мог усидеть за роялем дольше пятнадцати минут и переводил стрелки часов, чтобы обмануть родителей, показала, какой у меня может быть, оказывается, широкий диапазон. Меня это невероятно вдохновило! Она каждый урок превращала в игру. Например, рисовала физиономию с бородой и приклеивала ее к метроному — этот "Метроном Петрович" помогал мне тренировать темп исполнения.

У каждой ноты была своя история и свое имя. Она постоянно что-то придумывала. Сыпала в мой бурлящий "музыкальный котел" сонаты, фуги, этюды — именно там "закипел" невероятный интерес. Когда дети чувствуют, что они умеют играть красиво даже простую мелодию, это окрыляет. Свобода исполнения очень мотивирует на достижения.

В общем, не давите на ребенка. Выбирайте инструмент по душе. Не бойтесь пробовать фортепиано, скрипку, виолончель, менять педагогов, искать "свое".

А как быть, если от природы "медведь на ухо наступил"?

Занятия развивают музыкальный слух абсолютно любого ребенка. Все же учатся чтению, счету, письму. Не все станут виртуозами после музыкальной школы, но у них будет совсем  по-другому работать голова. Научные исследования доказывают, что музыка необычайно развивает связь полушарий мозга, а значит, гармонизируется взаимодействие интеллекта и эмоций. И конечно, тренируются память, скорость реакции, усидчивость, умение трудиться. Дети учатся слышать, как музыка выражает эмоции, распознают их, учатся их воспроизводить.

Ваш Фонд существует с 2005 года. Как удается проходить через кризисы и делать эту важную работу по всей России — обучать ребят и педагогов, выступать в детских домах и исправительных колониях?

Это непросто, но мы стараемся привлекать партнеров, которые понимают важность нашей общей миссии для культурного будущего страны. Сегодня крупные компании куда более охотно поддерживают развитие спорта, например, футбола, поэтому мы очень ценим наших постоянных партнеров, разделяющих нашу любовь к высокому искусству. Это питерская компания "Газпромнефть", вместе с которой мы проводим музыкальный фестиваль "Мастерская Юрия Розума" по северным городам их присутствия. Также мы сотрудничаем с Группой Компаний "Магнезит" из города Сатка. Проект "Звездный десант" мы реализуем благодаря гранту Российского Фонда Культуры. Я абсолютно уверен, что музыка спасет мир, и у нас большие планы.

Что слушать...

...во время беременности:
Моцарта, Бетховена (например, "К Элизе" или первую часть "Лунной сонаты"), Шопена, Шуберта, вальсы Штрауса, лирического Чайковского (но не трагедии поздних симфоний).

...малышам:
детский альбом Чайковского, альбом для юношества Шумана— маленькие произведения для развития слуха и музыкального воображения.

...детям постарше:
разное — джаз, народную музыку, хороший рок и, конечно, вместе ходить на живые концерты классической музыки. Обязательно стоит посещать выступления ровесников — талантливых детей. У Фонда Розума есть такие программы из цикла "Дети — детям".