Все, что нужно для счастья

Секреты развития: что нужно для подготовки к школе и когда ее начинать

Детский нейропсихолог, эксперт по развитию мозга ребенка и автор книги издательства Бомбора "Секреты развития мозга ребенка. Что нужно дошкольнику, чтобы он хорошо учился" Елена Лаштабега рассказала, как правильно готовить ребенка к школе и дала советы, как облегчить обучение на годы вперед.

Личный архив

Какие факторы влияют на развитие мозга ребенка в дошкольном возрасте? 

1. Режим дня

Режим обеспечивает предсказуемость жизни ребенка. В дошкольном возрасте это является базой его гармоничного развития, так как способствует снижению уровня стресса и позволяет ему чувствовать себя в безопасности. Более того, когда ребенок понимает, что его ожидает в течение дня, сегодня, завтра и в ближайшее время, это экономит его энергию, дает возможность максимально эффективно направлять свои ресурсы на развитие. Также очень важен полноценный и качественный сон, во время которого происходят процессы, способствующие укреплению нейронных связей.

Для взрослых режим это одинаковые, повторяющиеся изо дня в день действия – рутина, а для ребенка это система научений, в это момент у него зреет память, формируются циклы. Ребенку, который живет в системе, когда все регулярно повторяется, будет легче усваивать дни недели, времена года и т.п.

2. Питание и питьевой режим

Полноценное питание, богатое витаминами, содержащее достаточное количество клетчатки и белка, а также сбалансированный питьевой режим, который влияет на пищеварительную, кровеносную и нервную систему, являются необходимыми факторами для гармоничного развития мозга ребенка.

3. Физическая активность

Регулярные физические упражнения способствуют развитию мозга, так как они улучшают кровообращение и обмен веществ, что приводит к правильному формированию высших психических функций (внимание, память, мышление и речь и т.д.). Физическая активность способствует улучшению настроения и снижению уровня стресса. Кроме того, физическая активность помогает развивать координацию движений, равновесие и пространственное восприятие.

4. Разнообразная сенсорная среда

Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все высшие психические функции (внимание, память, мышление и речь и т.д.) развиваются на основе образов восприятия и ощущений, которые формируются в ситуациях, когда ребенок трогает различные поверхности, различает запахи, слышит разнообразие звуков природы. Чем больше он получает таких ощущений, тем больше информации от органов чувств поступает в мозг.

5. Социальное взаимодействие

Общение с другими людьми, особенно с родителями и близкими родственниками, играет важную роль. Оно помогает ребенку учиться понимать эмоции других людей и развивать социальные навыки. В семье ребенок учится первым правилам, границам, что становится опорой во взаимоотношениях и коммуникациях с другими людьми. Если границ нет,  ребенок не чувствует себя в безопасности, так как не ощущает, что значимые для него взрослые могут защитить его в сложных ситуациях. Ведь он считывает, что даже на бытовом уровне в простых ситуациях взрослый не может сказать «нет», когда это необходимо.

После 3 лет большую роль играет общение со сверстниками, так как ведущая деятельность этого возраста – сюжетно-ролевая игра, во время которой совершенствуются коммуникация, саморегуляция, программирование.

6. Генетическая предрасположенность

Гены непосредственно не влияют на развитие мозга, но генетическая предрасположенность ребенка обуславливает то, как будут формироваться все вышеуказанные факторы развития мозга ребенка.

Какое влияние оказывают гаджеты?

Гаджеты могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на мозг ребёнка. Важна мера в их использовании и качество потребляемого контента, так как в современных реалиях исключить гаджеты из жизни ребенка фактически невозможно.

Тем не менее, в возрасте от 0 до 3 лет от гаджетов лучше отказаться или свести их использование к минимуму, так как в этот период ребенок должен много двигаться и получать много разнообразных сенсорных ощущений для гармоничного развития.

После 3 лет ребенок, при отсутствии речевых трудностей и иных противопоказаний, может проводить время за экраном непродолжительное время.

Важно встроить гаджеты в режим дня ребенка, то есть ребенок, например, смотрит мультфильм только в определенные дни и в заранее согласованное время. Гаджет не должен стать мотивацией для выполнения каких-либо действий со стороны ребенка, не стоит давать гаджет ребенку, когда необходимо потерпеть (например, в очереди) или ему стало скучно.

Когда лучше всего начинать подготовку ребенка к школе и как сделать  этот процесс интересным и увлекательным? 

Ошибочно полагать, что «подготовка к школе» включает в себя главным образом овладение академическими навыками, такими как счёт, письмо и чтение. Делая основной упор исключительно на них, мы упускаем самое главное – базу, без которой невозможны ни дальнейшее успешное овладение этими самыми академическими навыками, ни регуляция своего поведения. В связи с этим существует еще одно глубокое заблуждение, что формат подготовки ребёнка к школе подразумевает исключительно «занятия, сидя за партой».

Как результат мы видим 2 основные группы детей:

  • Первых отдают на «подготовку за 1 год до поступлении. Это приводит к тому, что дети не успевают подготовиться ни физиологически, ни психологически.
  •  Вторых, наоборот, спешат научить читать, считать или отдают на ментальную арифметику и скорочтение с самого раннего возраста, что также не только не помогает, но и вредит детям, так как не учитывает физиологию развития мозга.

Мне хочется донести до родителей, что является главной базой, а что уже «итоговыми надстройками» в процессе подготовки ребенка к школе. Помочь совершать меньше ошибок и лишних действий. Показать, куда действительно стоит инвестировать свои силы, деньги и время, а чего можно и даже нужно избежать. Поэтому я буду отвечать на этот вопрос с точки зрения физиологии и развития мозга.

Мозг развивается постепенно, т.е. все его структуры и отделы развиваются не одновременно, а последовательно. При этом очень важна как правильная последовательность, так и правильное время освоения тем или иным навыком. Так, например, если мы будем форсировать обучение, занимаясь с трехлеткой ранним чтением, то мы задействуем те отделы головного мозга, которые еще не готовы к такой нагрузке. Они физиологически еще развиты неполноценно. А те отделы, которые должны формироваться в данный период, не смогут этого сделать: за счет неправильного распределения ресурсов им будет не хватать энергии. Как результат, ребенок научится читать раньше, но скорее всего это приведет к возникновению дефицитов в других областях его развития.

Так когда же лучше всего начинать подготовку ребенка к школе?

Основываясь на физиологии развития мозга, мы начинаем готовить детей к школе с самого рождения, проходя последовательно и вовремя все этапы развития, каждый из которых имеет важное значение.

Так, например, в самом раннем возрасте, важно, чтобы у ребенка развивалась крупная и мелкая моторика. Что он проходил все этапы моторного развития: перевернулся, пополз по-пластунски, на четвереньках, сел, встал, пошел и т.д. Это формирует основу правильных паттернов движения, готовит основу пространственного восприятия, что будет важно в школе при овладении, например, математикой, письмо, чтением.

Важно изучать схему своего тела: «Где голова, ручки, ножки». При этом делать это можно и нужно через игру, потешки и песенки. Например, «Гули-гули полетели, на головку сели…» «У Жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…» и т.д. Важно, что ребенок собирал «крошки» с пола, формируя пинцетный захват.

В 2-3 года важно давать ребенку рисовать правильными инструментами на больших поверхностях. Например, мягкими восковым мелками различной формы на ватмане, чтобы рука училась подстраиваться под инструмент, не фиксируя неверный хват. Важно учить пользоваться игрушечной отверткой и откручивать крышки на бутылках. Висел на турниках. Все это является важными этапами подготовки руки к письму. И, конечно же, большое внимание нужно уделять развитию речи, что является основой развития мышления и в целом успешного обучения ребенка в школе.

С 4-5 лет, важно делать еще больший фокус на развитие двигательной сферы. Хорошо уже постепенно добавлять в расписание занятия офп, спортом, танцами. Уделять внимание развитию графических навыков. Развитию категориального мышления, научая ребенка находить общее и выделяя отличия. Например, Рябина-сосна-дуб деревья, потому что у них есть ствол. А сирень – это куст, так как у ее нет одного главного ствола. 

Что касается «академических навыков», то изучать буквы и цифры стоит, начиная с 5-ти летнего возраста. А чтение и счет, ближе к 6, когда ребенок благополучно прошел все более ранние этапы развития

Как сделать этот процесс интересным и увлекательным? Играйте! Помните, что ведущая деятельность дошкольника - это игра. Ведущая мотивация - игровая! Давайте детям больше времени на свободную игру, подбирайте правильные развивающие игры, в соответствие с возрастом, проводите больше времени на свежем воздухе и выбирайте интересные спортивные и развивающие секции.