Все, что нужно для счастья

Мужской взгляд на воспитание: отрывок из книги Максима Батырева, отца четырех детей

В издательстве "МИФ" вышла книга отца четырех детей, бизнес-спикера Максима Батырева "45 татуировок родителя. Мои правила воспитания". С разрешения издательства публикуем главу "Чтобы ты ни вдыхал, выдыхай любовь".

Family Times Family Times
Фото: архив пресс-служб / журнал "Мать и дитя"

В 2015 году я прочитал в очередной книге по воспитанию детей, что ребенка нужно обнимать не менее девяти раз в день. Наверняка вы тоже слышали этот совет. Тогда был как раз непростой период, когда Никите исполнилось четыре года, и он, уже осознанный человек, который хорошо разговаривает, все понимает, что-то придумывает и сочиняет, попал в очередной детский кризис. Не могу сказать, что я тогда отличался нежностью. Все эти "ути-пути", "муси-пуси" были мне совершенно несвойственны. Тем не менее я глубоко задумался: а когда я последний раз больше, чем раз в день, обнимал своего ребенка?

У Никиты тогда наблюдался явный дефицит внимания со стороны родителей, так как на руках была полугодовалая дочка, а он же, уже взрослый пацан, должен был хорошо понимать, что мы бÓльшую часть времени посвящаем его пока еще беспомощной и несамостоятельной сестре. Но он этого не понимал, капризничал, привлекал к себе внимание не самыми конструктивными способами, а на все мои логические доводы и объяснения отвечал протестом. Плохо ел, не слушался, хныкал не по делу и так далее.

Как сейчас помню: тогда я взял заслуженный отпуск, и мы поехали в Черногорию. Я пытаюсь наслаждаться морем, солнцем и отдыхом, а этот маленький капризный мальчик треплет мне нервы.

И вот мне попадается этот совет про девять обнимашек в день. Получается, я должен выключить свои брутальность и мужественность и превратиться в нежного папочку? Ну хорошо, попробую. Три дня я находил возможность обнимать своего сына и говорить ему, что я его люблю. Уж точно не знаю, девять раз это было или все двадцать, но я делал все, как было написано в той самой книге. Прямо специально ловил себя в моменте, когда начинаю злиться, и просто обнимал ребенка и признавался в любви. Как думаете, сработало это или нет?

Не буду держать интригу и отвечу сразу. Никита принципиально изменился. Он стал совершенно другим человеком: жизнерадостным, с наполненными любовью глазами, смеющимся звонким смехом нежным мальчиком. Он стал нормально есть, спать, чистить зубы и даже отжиматься со мной по утрам (правда, для этого пришлось его назначить главным тренером по отжиманиям).

Неужели все так просто? Да.

Оказывается, самый легкий способ сделать своего ребенка счастливым — начать обнимать его и говорить, что ты его любишь. И это не просто мнение автора книги, не лучшего родителя. На этот счет во всем мире проведено огромное количество исследований, и о некоторых из них я сейчас расскажу.

Начались эти исследования в США в 1995 году, когда пара близнецов, Бриэль и Кайри Джексон, родились на двенадцать недель раньше срока. Каждая девочка весила всего около килограмма, и шансов на то, что малютки выживут, не было. В возрасте трех недель состояние одной из сестер стало критическим. Ее сердцебиение участилось, уровень кислорода в крови быстро снижался, она посинела. Медсестры перепробовали все, но ничего не помогало, они уже теряли ее. Однако случилось чудо: одна из медсестер, Гейл Каспарян, решила поместить более сильного близнеца рядом с сестрой в один инкубатор. Это была новая процедура, которая никогда раньше не проводилась в США. Стандартной практикой в то время было помещение детей-близнецов в отдельные инкубаторы, чтобы снизить риск заражения. Как только близнецы оказались вместе, малышка прижалась к Кайри, более сильному близнецу. Когда та обняла сестру, жизненные показатели, включая дыхание и частоту сердечных сокращений, у более слабой девочки мгновенно стабилизировались.

Оказывается, у человека есть гормон, который называется окситоцин, также известный как гормон любви. И выброс этого гормона связан с… объятиями! Когда в организме ребенка повышается уровень окситоцина, у него также повышается уровень нескольких гормонов роста, таких как инсулиноподобный фактор роста — 1 (IGF-1) и фактор роста нервов (NGF). В результате нежные обнимашки с детьми способствуют их росту и развитию, и это доказано научно. Ну как после этого не обнимать своих детей постоянно. Так что, если в следующий раз вам захочется замахнуться на ребенка в истерике или начать воспитывать его, просто обнимите его!

Однако некоторые родители этого не делают — и совершенно зря. Я знаю маму, которую так достала двухлетняя дочка, что она просто оставила ее в детской кроватке со словами "проорешься и успокоишься, потом будем разговаривать". Девочка орала три часа и успокоиться никак не могла. Дело в том, что маленькие дети не умеют управлять своими эмоциями. Да и некоторые взрослые, кстати, до сих пор не научились. Это очень непросто, примерно как водить машину.

И, представьте, как в машине есть педали газа и тормоза, так и в нашей нервной системе имеется механизм, который отвечает за возбуждение, а есть механизм, отвечающий за успокоение. Газ и тормоз. И любой человек, взрослый или ребенок, перестает контролировать себя, когда механизм возбуждения чрезмерно активен, а механизм успокоения, наоборот, плохо работает. Когда ребенок начинает сильно плакать или истерить, это означает, что педаль газа нажата до упора, а тормоз сломан. По сути, он ведет эмоционально неуправляемую машину. Ребенка, сидящего за рулем такого автомобиля, нужно спасать, а не игнорировать или наказывать, иначе он разобьется. И чтобы этой катастрофы не случилось, нам срочно нужно добавить в этот автомобиль тормозную жидкость — окситоцин. То есть просто обнять ребенка. Да даже взрослого. Наверняка, когда вам очень плохо, вы бы тоже хотели, чтобы нашелся близкий человек, который бы просто обнял вас.

Объяснил как смог.

Честно говоря, я периодически забываю об этом сам, в отличие от моей жены, например, которая очень часто повторяет фразу: "Что бы ты ни вдыхал, выдыхай любовь". Она мастерски умеет это делать. 

Недавно мы были на даче, и дедушка повздорил с моей семилетней дочкой. Она надула губки, убежала и обиделась. Наступало время обеда, все садились за стол, а обиженная Милана не хотела приходить. Тогда поднялся из-за стола я и пошел во двор, чтобы поговорить с ней. На мое удивление, дочка и со мной тоже не стала разговаривать и выслушивать веские и железобетонные аргументы, что обед остынет, мы едим всей семьей вместе, и я здесь вообще ни при чем, ведь она поругалась не со мной, а с дедушкой. Буркнув: "Я не буду обедать", дочка вышла из диалога со мной и пошла обижаться за сарай.

Когда я вернулся в дом, на улицу отправилась моя Таня — и через три минуты пришла с Миланой, держа ее за руку.
— Что ты ей такого сказала, что она согласилась прийти? — спросили мы все после обеда.
— Ничего. Я просто обняла ее и сказала, что понимаю ее обиду, — ответила нам моя мудрая жена.
— Что бы ты ни вдыхал, выдыхай любовь, — шепнула она мне на ухо и показала свою татуировку, которая стала для нее одним из девизов жизни.

Объятия — это не роскошь и не награда для наших детей. Это демонстрация опоры и чувство защищенности, которое остается с человеком на всю жизнь. Так что обнимайте своих детей, пока они маленькие. Потом вам самим будет очень этого не хватать.